Главная
>
Новости
>
15,5 тыс. нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды выявлено в Сибирском ФО в 2003 году

15,5 тыс. нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды выявлено в Сибирском ФО в 2003 году

13 февраля 2004 19:44
0

Сегодня состоялась расширенная коллегия Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Сибирскому федеральному округу. На коллегии были подведены итоги за истекший год и составлены планы на нынешний. Как сообщили ИА REGNUM пресс-службе департамента, в работе коллегии приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ Владимир Овчинников, заместитель министра природных ресурсов Кирилл Янков, представители территориальных органов МПР России, силовые структуры округа.

В своем выступлении заместитель министра подчеркнул, что первый год, когда департамент работает в полном цикле можно назвать удачным. Однако ряд проблем существуют и одна из них - взаимодействие и дублирование функций между территориальными органами МПР России, а так же службами.

Геологической службой Департамента продолжалось наполнение информационной базы по состоянию и использованию минерально-сырьевых ресурсов месторождений полезных ископаемых федерального округа и анализ состояния, изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов. Итогом этой работы стали предложения в стратегические программы развития геологоразведочных работ на территории федерального округа. Возникла необходимость в установлении порядка взаимодействия с территориальными фондами информации по федеральным округам и субъектам Российской Федерации по вопросам государственной регистрации объектов геологоразведочных работ и ведения учета запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Решение этих вопросов ставится одной из главных задач геологической службы департамента в 2004 году.

Деятельность службы государственного контроля департамента осуществлялась во взаимодействии с территориальными органами МПР России, территориальными органами иных контрольных и надзорных органов: МЧС России, МВД России, прокуратуры, Росгидромета, а также с органами исполнительной власти РФ и органами местного самоуправления, расположенными в Сибирском федеральном округе.

В 2003 году мероприятиями по контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Сибирского федерального округа было охвачено более 7 тыс. предприятий различной ведомственной принадлежности и форм собственности. При проверках было выявлено около 15,5 тыс. различных нарушений законодательства. К административной ответственности привлечено 2748 юридических, должностных и физических лиц, предъявленная сумма штрафов составила 14581,3 тыс. рублей. В правоохранительные и судебные органы переданы материалы по 301 правонарушителю, рассмотрено 225 дел, возбуждено 12 уголовных дел. За грубые нарушения произведена приостановка работ, ограничена или запрещена хозяйственная деятельность на 370 объектах.

Руководителем департамента Николаем Холодовым были отмечены основные нарушения природоохранного законодательства, которые были зафиксированы специалистами государственного контроля при проведении контролирующих мероприятий. К ним можно отнести: невыполнение условий лицензионного соглашения; задолженность по платежам за пользование недрами; выполнение хозяйствующими субъектами работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов производственного назначения в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы; отсутствие лицензий на водопользование; лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами; паспортов на опасные отходы, а также нарушение установленных лимитов на размещение отходов.

Особо выделялись нарушения в плане несоблюдения режима использования водоохранных зон водных объектов, несоблюдения установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; правил эксплуатации оборудования, предназначенного для очистки выбросов. Не обошли вниманием и нарушения "Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ", "Правил пожарной безопасности в лесах РФ", требований "Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах РФ". На коллегии были затронуты вопросы правового обеспечения деятельности служб государственного контроля. По итогам минувшего года общее количество рассмотренных судебными органами исков составило 104. Анализ и обобщение направляемых в департамент копий судебных актов показывает, что наибольший удельный вес занимают дела по обжалованию постановлений, предписаний территориальных органов МПР России Сибирского федерального округа (49 %). К сожалению, большинство указанных актов в судебном порядке отменяются. По словам руководителя департамента Николая Холодова "…поводом к отмене постановлений и предписаний территориальных органов МПР России в округе очень часто является нарушение порядка привлечения лиц к административной ответственности со стороны правоприменительных органов. Суды, принимая то или иное решение по делу, допускают как неправильное толкование норм материального права, так и неправильное их применение. При этом следует отметить, что юридические службы ГУПР (УПР) не проявляют должной настойчивости, достаточно редко обжалуют подобные необоснованные решения судов, не доводят начатое дело до конца".

Контролирующие органы государственной власти часто сталкиваются с проблемой, когда штрафные санкции налагаются на юридические лица, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и их в установленные сроки не оплачивают. Положительным моментом является то, что созданы прецеденты по взысканию в судебном порядке сумм штрафов с организаций, финансируемых из федерального бюджета (ГУПР по Омской, Читинской областям). В своем выступлении руководитель департамента подчеркнул, что только на "тесном взаимодействии с органами государственной власти субъектов РФ, отстаивании общегосударственных интересов, исключении параллелизма в работе" должна строиться работа всех природоохранных структур. При этом необходимы инициатива и настойчивость, особенно в деле сопровождения разработанных проектов документов до их принятия.

Рекомендуем почитать