Законопроект о сокращении соцработников в Красноярском крае не нашел поддержки у регионального парламента.
Одним из вопросов, обсуждавшихся накануне, 16 декабря, на сессии Законодательного Собрания, было внесение изменений в краевые законы в сфере социальной поддержки граждан. В частности, предлагалось сократить 189 ставок социальных работников из общего количества в 1900 человек. Связано это, по словам докладчика — министра социальной политики края Галины Ковалевой, с передачей части полномочий на местный уровень.
«Штатная численность органов управления системой социальной защиты населения на 1 января 2014 года составляла 1900 человек. В их числе: муниципальных служащих — 1766, специалистов по назначению и выплатам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг —135. Органы соцзащиты в территориях обеспечивают решение вопросов социального обслуживания населения по 18 законам края, согласно которым предоставляются 30 мер соцподдержки. Функции по исполнению госполномочий по управлению системой соцзащиты населения, исполнение обязательств перед ними в денежной форме с 1 января 2015 года будут переданы КГКУ „Центр социальных выплат Красноярского края“. Поэтому предусматривается изменение методики в части финансирования расходов на содержание специалистов. Речь идет о сокращении 189 штатных единиц», — пояснила Галина Ковалева. По мнению представителей министерства, такие меры позволят уравнять нагрузку, возложенную на соцработников в разных территориях.
Зампредседателя ЗС Алексей Клешко спросил министра, кто будет нести персональную ответственность за обеспечение доступности услуг. Галина Ковалева заверила, что она готова сама отвечать за принятые решения и никакой проблемы у людей с получением социальной поддержки нет. «На протяжении этого года была проведена огромная работа, очередей в отделениях соцзащиты таких, какие были раньше, уже нет. Мы организовали работу по принципу одного окна, когда человек приходит, специалист принимает его по всем вопросам и принимает документы. Теперь гражданин не ходит по разным кабинетам, не отстаивает очереди, не снимает копии документов для каждой меры социальной поддержки», — заверила министр.
Парламентарии по-разному оценили предложение министерства. Депутат Татьяна Волоткевич согласилась с тем, что оптимизация нужна. Однако Алексей Клешко отметил, что сокращать, по его данным, планируется рядовых сотрудников, непосредственно работающих с населением, а руководство останется на своих местах. Такой вывод заместитель председателя сделал после общения с людьми, которым уже, не дожидаясь одобрения краевого парламента, министерство раздало уведомления о сокращении.
Александр Усс поинтересовался у председателя правительства Виктора Томенко, можно ли перенести решение вопроса на более позднее время — например, на следующую сессию. В ответ прозвучало, что если депутаты не сочтут нужным принять решение сейчас, то придется ждать до февраля. Министр финансов Владимир Бахарь попросил принять закон сразу в двух чтениях, пояснив, что в ином случае край понесет двойные расходы: еще летом Заксобрание согласовало создание структуры, которая по сути будет дублировать полномочия сокращаемых людей, и прием работников в новый Центр начнется в январе. В бюджете на следующий год заложено финансирование только на компенсационные выплаты людям, попадающим под сокращение, а на заработную плату им денег нет.
Александр Усс отметил: «Мы все с вами неоднократно обращали внимание на ситуацию с раздутыми штатами, в том числе в органах социальной защиты. Мы посещали детские дома, соцучреждения, и порой дико было видеть, когда в здании содержатся всего два человека, а на них работает 15 человек персонала. То есть вокруг двух детей кормится вся деревня. Конечно, надо поддерживать детей, но не такими же способами! Поэтому здесь стоит смотреть на вещи реально и трезво». Своим коллегам спикер порекомендовал чаще выходить на диалог с министрами.
По просьбе заместителя председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Алексея Протопопова, а также министра финансов Владимира Бахаря документ был поставлен на голосование для принятия в двух чтениях. Для его принятия было необходимо набрать 27 голосов, но принять его оказались готовы лишь 16 народных избранников. Таким образом он был отклонен, и правительству придется вносить его на рассмотрение заново.