Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края выразили глубокую обеспокоенность низкой популярностью модуля по основам православной культуры в школах региона, связав с этим высокий процент разводов и растущую заболеваемость ВИЧ-инфекциями.
«Воспитание строить без серьезной основы невозможно, — отметила депутат Татьяна Волоткевич. — Период богоборчества в нашей стране разрушил исконно русские представления о добре и зле, что заложены в православии и других религиозных культурах, но у православия больше, чем в каких-либо, произошел вот этот разрыв».
«Если мы никогда детям не скажем, что душа бессмертна, то для их души дверь в Царство Вечное будет закрыта, — предостерегла родителей и учителей Волоткевич. — Я считаю, что это большая ответственность, и мы должны приложить все силы».
Волоткевич также заявила, что родители красноярских четвероклассников, которые изучают курс по основам религии или светской этики, не в состоянии совершить правильный выбор модуля, и им необходимо в этом помочь. «Как родители могут выбрать модуль „Основы православной культуры“, если они сами не понимают, что это такое? А они не понимают по совершенно объективным причинам — их родители родились в советской стране, где был атеизм. Принять правильное решение им порой бывает трудно или даже невозможно. Нужно вести просветительскую работу с родителями», — постановила депутат.
С ней согласилась Вера Оськина, которая в этой связи вспомнила недавние сообщения СМИ о высокой доле разводов в Красноярском крае и растущей заболеваемости ВИЧ, связав это с недостаточным духовно-нравственным воспитанием граждан в последние 30 лет.
«Почему родители так сложно выбирают модуль? Потому что родители нынешних четвероклассников родились, если мы посчитаем, в середине 80-х годов, на фоне распада Советского Союза. Фактически в 90-е годы люди выживали и не занимались воспитанием. В связи с этим ни о какой религии, православии речи быть не могло. Школам нужно быть активнее в этом смысле и советовать более настойчиво, какой модуль выбирать. Эти аспекты несут еще одну вещь — неспособность заниматься воспитанием детей в семье. Здесь школа могла бы взять на себя эту ответственность через преподавание основ православной культуры и других модулей», — сказала парламентарий.
Депутат Владислав Зырянов, рассказывая о своих поездках по селам и деревням края, поделился своими наблюдениями:
«По нашему глубочайшему убеждению, после всех великих трагедий, произошедших в двадцатом веке с нашим народом, с нашей страной, нравственный стержень людей надломлен, если не сказать больше — сломлен. Во многих головах образовалась такая причудливая каша, взрывоопасный коктейль из осколков советской идеологии, генетической памяти о подвигах пращуров и современных суеверий. За эти десятилетия порой многие из нас вернулись — извините меня, но и такие факты имеют место быть — просто в состояние язычества. Многие просто не понимают и не задумываются, что такое православие, что это для нашей русской цивилизации. 70 % населения при этом называют себя православными».
Выступающие отметили важность и необходимость введения в школьную программу курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и ежегодного продолжения его до старших классов, поделились опытом формирования у родительского сообщества устойчивого понимания того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать правильные ориентиры.
В итоге качестве переходного этапа к полноценному изучению курса по всем годам обучения предлагается ввести преподавание религиозных культур и этики по выбору хотя бы один год на каждой ступени общего образования — например, в 4-х, 7-х и 10-х классах в течение всего года (1 учебный час в неделю).
По итогам заседания выработан проект резолюции, предложения в который могут внести все желающие, обратившись к заместителю председателя комитета по образованию, культуре и спорту Татьяне Волоткевич.