В Красноярске в рамках фестиваля «Театральный синдром» состоялись показы знаменитого спектакля Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова «Дядя Ваня». Спектакль по пьесе Антона Чехова (режиссер Римас Туминас), представляющий необычную интерпретацию чеховского текста, — лауреат нескольких премий, в том числе Национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Лучший спектакль года») в 2011 году.
Сергей Маковецкий, исполнитель роли Ивана Петровича Войницкого, рассказал о публике в разных городах:
«Для меня театральная публика везде одинакова, но есть какие-то нюансы. Если мы играем в Америке или Лондоне, я обращал внимание, что люди через каждую секунду поднимают голову — я не понимаю, как можно одновременно читать и смотреть, но тем не менее они любят титры. Разница есть в технических делах, а люди, которые пришли в театр — одинаковы. Мне было невероятно приятно выйти на поклон в Красноярске и видеть, как зал встал в единодушном порыве, люди аплодировали, смотрели, и я ощущал, что это не просто аплодисменты вежливости, в этих глазах было очень много любви, суждений. Потом зрители брали автографы и уходили не с пустыми руками, не с пустой душой».
Спектакль сильно отличается от предыдущих постановок пьесы Чехова. Режиссер очистил сцену от быта, оставив поле битвы страстей, разбитых иллюзий, неслучившихся надежд. Об этом Сергей Маковецкий сказал:
«Чехов здесь не в конкретном, не в быту, он в этих ощущениях какой-то пустоты, какого-то льва, который почему-то оказался здесь. Я не люблю, когда из классики делают не современную вещь, а абсолютно уничтожают слово автора. Главное — авторский текст внимательно подать людям. В музыке Фаустаса замечательная драматургия — она начинает трубой и работает с нами параллельно, где-то нас опережает, где-то немного отстает, но когда соединяются чувства, которые происходят на сцене и музыка в грандиозной теме — все соединяется в Антона Павловича Чехова. В счастье или отсутствие счастья, в смерть или в отсутствие смерти. Для меня Чехов такой, какой есть у нас, другого я себе не представляю».
Владимир Симонов, исполнивший роль Александра Владимировича Серебрякова, добавил:
«После нескольких репетиций я пришел к Римасу и сказал, что если мы будем делать это, как делали раньше, то примерный коридор понятен — выезжает на каталке, бурчит, а потом его увозят. Но если я его играю — мне это не свойственно: я, наверное, буду до 100 лет себя вести как мой Серебряков — все-таки дергаться, дергаться. И с тем, чтобы вести себя, как я предложил, Римас согласился. Мы не изменяли Чехову, а предложили новое прочтение — сегодняшнее. Нельзя не учитывать, что у всех в руках айфоны и скорость размышлений гораздо быстрее — раньше нужен был час, чтобы письмо написать, а сейчас это секунды. Я думаю, что мы соответствуем времени, но полностью оставляем Чехова — этот эффект, которым владеет Римас, читая по-новому и оставляя полностью автора, — этот эффект уникален».
Напомним, организатор фестиваля — Фонд Михаила Прохорова совместно с правительством Красноярского края и администрацией Красноярска.