В красноярских школах внедряют новый госстандарт для учеников пятых классов, сообщили в пресс-службе главного управления образования администрации города. Это означает, что у школьников появится портфолио, учителя должны будут стремиться к развитию индивидуальных способностей каждого ученика, а школьные часы будут выделяться на посещение кружков и секций.
Напомним, федеральный государственный стандарт поэтапно вводится в учреждениях Красноярска с 2011 года. На протяжении пяти лет по-новому получают образование учащиеся начальной школы. В текущем учебном году на новый стандарт перешли ученики 5-х классов.
Руководитель главного управления образования Алексей Лапков пояснил: «Набор изучаемых предметов при этом не изменится, однако появляется возможность бесплатного изучения второго иностранного языка. Учебная нагрузка останется неизменной. Так, за 5 лет обучения в основной школе количество занятий должно составить не менее 5267 часов, но не превышать 6020 часов. Главной целью новой системы является применение ребенком полученных в школе знаний на практике и в жизни, раскрытие личности учеников, их талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время. Основная цель нового стандарта — личностный результат каждого ученика. Новый подход к обучению заключается в формировании у ребенка готовности к саморазвитию и непрерывному образованию».
В пресс-службе управления также добавили, что цель стандарта начальной школы — научить ученика учиться. В 1-4 классах дети овладевают основными умениями (познавательными, коммуникативными), происходит духовно-нравственное развитие и воспитание, укрепление физического здоровья, становление гражданской идентичности и мировоззрения. Цель стандарта основной школы — научить ученика учиться в общении. В 5-9 классах ребята приступают к самостоятельному планированию, построению индивидуальной образовательной траектории. На данном этапе происходит формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды, активная учебно-познавательная деятельность, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Основные отличия новых стандартов:
-
Раньше оценить успехи ребенка можно было, ориентируясь лишь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
-
Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников, такой педагог всегда держит дистанцию. Теперь учитель — активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
-
Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Сейчас выделяется несколько часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах.
-
Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, в которых каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
-
Прежние стандарты определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Новые стандарты дают школам право самостоятельно формировать учебную программу на основе учебного плана.
Так, одной из программ, с которой в будущем будут ассоциироваться общеобразовательные учреждения Свердловского района, станет проект «ЭКОшкола». В его реализацию включены школы № 34, 62, 76. Проект уже был оценен на всероссийском уровне и удостоился Знака качества образования «Эврика». Итоги конкурса были подведены в октябре в Москве, на церемонии награждения присутствовала директор школы № 34 Ольга Бугаева, ей были вручены диплом и почетный знак общественно-профессионального признания «Знак качества образования».
В реализации проекта «ЭКОшкола» задействованы не только учреждения образования, но и заповедник «Столбы», Ботанический сад им В. М. Крутовского, СФУ и СибГТУ. Обучающий проект делится на несколько частей. Научно-техническое направление включает в себя межшкольный интегрированный предмет «Зеленый дом», практико-ориентированную экоолимпиаду «Планета — общий дом», а также экологический научно-практический форум. В рамках реализации художественно-эстетического направления ученики смогут попробовать свои силы в себя экоконкурсах художественной фотографии, рисунков, авторских стихов, рассказов, мультфильмов, театральных постановок на экотематику и пр. В оздоровительно-трудовое направление включены семейные мероприятия — экоакции, походы, соревнования, а также выездной семейный эколагерь.