Депутаты краевого парламента сегодня на сессии в первом чтении приняли уставный закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края». Докладчик по вопросу — председатель Избирательной комиссии Красноярского края Константин Бочаров — пояснил, что действующая сегодня редакция закона была принята в 2011 году. С тех пор избирательное законодательство претерпело значительные изменения, в связи с чем нужно принять новый закон, регулирующий порядок выборов с учетом изменений федерального законодательства и сложившейся практики его применения.
Закон сохраняет нормы о количественном и структурном составе депутатского корпуса. В Законодательное Собрание избираются 52 депутата по смешанной избирательной системе. В соответствии с федеральным законодательством возвращен институт открепительных удостоверений, который позволяет избирателю голосовать там, где он будет в этот день находиться. Кроме того, закон вносит несколько новелл в порядок замещения депутатских мандатов. Так, статья 58 законопроекта дает право кандидатам, включенным в список, участвовать в получении депутатских мандатов не более двух раз. Установлена возможность однократного отказа кандидата, избранного в составе краевого списка кандидатов, от получения депутатского мандата с сохранением за ним места в составе списка кандидатов. В этом случае его депутатский мандат считается вакантным и передается Избирательной комиссией Красноярского края первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из того же краевого списка кандидатов.
Отказ от депутатского мандата во второй раз будет являться основанием для исключения из списка кандидатов.
Несколько иной порядок устанавливается в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания, избранного в составе краевого списка кандидатов. Решение о замещении вакантного места будет приниматься руководящим органом избирательного объединения вне зависимости от очередности размещения кандидатов в списке региональной группы.
Законопроектом устанавливается, что в совместной агитации на телевидении и радио могут участвовать не только зарегистрированные кандидаты, но и их доверенные лица.. Кроме того, законопроект содержит ряд уточнений и корректировок, регламентирующих проведение выборов в Законодательное Собрание.
Вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко пояснил коллегам, что сейчас в Госдуме находится на рассмотрении еще один законопроект о выборах в субъектах РФ, положения которого придется учитывать между первым и вторым чтением уставного краевого закона. Между тем сроки проведения выборов в Заксобрание (предполагается их назначить в сентябре 2016 года) и уставной статус закона диктуют свою процедуру прохождения — документ должен быть принят в первой половине мая, для того чтобы вовремя провести сами выборы.
Обсуждая законопроект, депутаты задали докладчику вопросы, касающиеся явки избирателей, финансирования тех или иных расходов, связанных с выборами, открытости процедуры голосования. Константин Бочаров пояснил, что, безусловно, комиссия считает вопрос о повышении явки крайне важным, а в общем бюджете на проведение выборов (речь идет о сумме более 390 млн рублей, а с учетом выборов депутатов в Государственную Думу она может увеличиться до полумиллиарда) предусмотрены средства на изготовление извещений, баннеров, аудио- и видеороликов.
Что касается прозрачных ящиков, то председатель избирательной комиссии рассказал о возникшей дилемме: такие ящики в есть, однако 26 февраля Госдума приняла большой перечень выборных изменений. Одно из этих изменений требует обеспечить тайну голосования при использовании прозрачных урн. Предположительно необходимо будет закупить конверты, в которые избиратель будет вкладывать бюллетень перед тем, как опустить его в урну. По предварительным подсчетам, стоимость этих конвертов превысит стоимость изготовления самих бюллетеней — более 13 млн рублей. Также проблема возникла и при использовании автоматической обработки бюллетеней — она может считывать бюллетень размером не более 60 см.
На вопрос Михаила Козлова, почему в предлагаемом законопроекте снижено количество кандидатов по общекраевому и региональным партийным спискам с пяти до трех человек, докладчик сообщил, что авторы законопроекта, опираясь на федеральное законодательство, таким образом предоставляют возможность участвовать в выборах большему количеству партий и объединений.
Владислав Зырянов поинтересовался, как будет вестись учет наблюдателей на избирательных участках, на что получил ответ, что закон предусматривает право каждому кандидату либо партии подать список наблюдателей за три дня до выборов в территориальные избирательные комиссии. Интересы кандидатов на избирательных участках могут представлять не более двух представителей, и только они имеют право находиться на территории участка.
Большинством голосов уставный закон принят в первом чтении.