В Красноярском крае подвели итоги первого месяца работы «мусорной реформы». О реализации новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) поговорили депутаты Законодательного Собрания и представители краевой власти на совместном заседании комитетов по строительству и ЖКХ и по природным ресурсам и экологии.
О том, какова обстановка в городах и районах Красноярского края по вывозу мусора, рассказал на заседании заместитель министра экологии и рационального природопользования Игорь Варфоломеев. По его словам, в 15 технологических зонах региона выбранные региональные операторы уже приступили к работе. Услугу они оказывают в тех населенных пунктах, где существует инфраструктура. С жителей муниципальных образований, где сбор и вывоз мусора пока не налажен, плата за услугу не взимается. На сегодняшний день уравнен тариф для жителей многоквартирных и частных домов внутри каждой технологической зоны. Кроме того, власти договорились с региональными операторами, что в первом квартале пеня за несвоевременную ее оплату начисляться не будет.
В крае запланировано строительство мусоросжигательных комплексов. На это регион получит от Федерации 970 млн рублей, в том числе 437 млн уже в этом году. Кроме того, с 2020 года Красноярскому краю выделят еще 300 млн рублей на уничтожение несанкционированных свалок. Варфоломеев отметил, что в 2019 году планируется обновление территориальной схемы обращения с ТКО, в частности появление ее электронной модели.
Во время обсуждения темы депутат Виталий Толстов поднял тему формирования тарифа за вывоз мусора, напомнив, что теперь платить придется не за квадратный метр, а за каждого проживающего. По его словам, больше всего от такого тарифа пострадают многодетные семьи. При этом пример Норильска показывает, что из-за изменения тарифа «мусорная» отрасль города потеряет примерно треть доходов: 180 млн рублей за год вместо 270 млн, подчеркнул парламентарий. Игорь Варфоломеев отметил, что федеральное законодательство предполагает оба варианта формирования тарифов за вывоз мусора для населения. В некоторых регионах, например, в Тюмени, ничего менять не стали. Заместитель министра не исключил, что если органы местного самоуправления представят ведомству весомые аргументы, то расчет тарифа по квадратным метрам можно будет вернуть.
Спросили краевого чиновника и о том, кто будет заниматься переработкой мусора. Замминистра экологии пояснил, что эту часть на себя возьмет частный бизнес. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии краевого парламента Александр Симановский еще раз обозначил тему обустройства площадок по сбору мусора, которая федеральным законодательством возложена на муниципалитеты. Выделенных в бюджете края 58 млн рублей на эти цели совершенно недостаточно, и к этому вопросу необходимо вернуться в ходе корректировки бюджета, подчеркнул он.
«Мы выявили ряд направлений, которые требуют срочного решения, чтобы защитить и граждан, и предприятия, потому что в два раза увеличивается плата за вывоз мусора из бюджетных учреждений, а у школ и больниц таких денег нет. Точно так же дело обстоит с муниципалитетами. Необходимо просчитать все факторы, чтобы для жителей края реформа прошла наиболее безболезненно. Еще один момент, который мы выявили: во многих сельских территориях услуга по вывозу мусора не оказывалась. Теперь ситуация изменилась, и необходимо предусмотреть субсидии для жителей сельской местности, в том числе для многодетных семей, ветеранов, пенсионеров. Хочу отметить, что федеральное законодательство разрешило отложить проведение реформы в тех территориях, где нет оператора. Но возврата к старому порядку вывоза ТКО уже не будет, а новые правила еще толком не отработаны. Сейчас идет большая целенаправленная работа, чтобы „мусорная реформа“ проходила объективно», — отметил Александр Симановский.
Во время обсуждения свои вопросы представителям краевого министерства экологии задали практически все депутаты. Парламентарии спрашивали о том, как вывозится строительный мусор, отходы деревообработки, гаражных кооперативов и садовых обществ. Также народные избранники предложили министерству провести «мощную» разъяснительную кампания для жителей края, «чтобы люди понимали, за что платят и как складывается тариф».
«Проанализировав работу региональных операторов в Красноярском крае, мы видим, что данная система существенно отклонилась от задуманного. Законодательное Собрание и правительство Красноярского края намерены работать слаженно и конструктивно для того, чтобы эта система была удобна для граждан и безвредна для экологии. Мы обсуждаем формирование тарифов — почему в них отсутствует инвестиционная составляющая, которая позволила бы строить современную переработку, сортировку отходов, чего на сегодняшний день нет. В государственной программе на эти цели заложены расходы в размере 5,3 млрд рублей до конца 2020 года. А кроме сортировки нам необходима еще и переработка. Можно использовать отходы вторично, но у нас их попросту закапывают», — рассказал вице-спикер Законодательного Собрания Алексей Кулеш.
По итогам обсуждения участники совместного заседания решили создать рабочую группу, которая бы следила за ходом реализации «мусорной реформы» в крае.
- Министра экологии Красноярского края отправили в отставку
- На реализацию «мусорной реформы» в Красноярском крае добавят денег
- «Рискуем завалиться мусором»: краевые депутаты прокомментировали создание всероссийского оператора по отходам
- С 1 января мусор в Красноярске будут вывозить по-новому. Станет ли в городе чище?