На сайте Законодательного Собрания края завершилось голосование на тему каршеринга — аренды авто у профильных компаний. Этот вид бизнеса появился в Красноярске осенью прошлого года. За это время произошли десятки ДТП с участием делимобилей. Автоинспекторы задерживали за рулем арендованной машины водителей, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Некоторые из них считают, что штраф на одолженную машину их просто не найдет. Другие действуют по принципу: «чужого не жалко». Но большинство попадают в проблемные ситуации по неопытности и из-за отсутствия практики вождения.
Сейчас в ГИБДД рассматривают вопрос о создании единой базы злостных нарушителей правил дорожного движения для каршеринговых компаний. Она позволит проверять будущих клиентов — были ли они когда-либо лишены прав и как часто нарушают ПДД.
Красноярцы тоже предложили варианты решения проблемы. На вопрос: «Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?» — ответили 362 человека. Мнения респондентов распределились следующим образом:
- оснастить делимобили видеокамерами и устройствами, которые не позволят завести авто при наркотическом или алкогольном опьянении, — 165 (45,6%);
- не допускать к вождению арендованного авто лиц с водительским стажем менее трех лет — 79 (21,8%);
- запретить каршеринг — 76 (21%).
В том числе 42 человека предложили свой вариант ответа. Например:
«Повысить ответственность каршеринговых компаний за недобросовестное предоставление услуг широкому кругу клиентов».
«Нужно просто контролировать водителей, повышать штрафы, а патрули должны не на прикормленных местах стоять, а передвигаться по городу. Что толку, если все водители знают, где их ожидать?»
«Признать использование а\м каршенинга по подложным документам — п. 3 ст. 159 УК РФ. Требовать от каршеринговых компаний разрыва договоров с водителями, лишенными в\у по КоАП РФ — статья 12.8, или водителей, замеченных в опасном вождении».
«Без видеокамер, достаточно алкогольного замка зажигания. Донести в информационной кампании до водителей информацию о том, что водитель отвечает за свои действия перед законом за рулем каршерингового автомобиля».
«Оставить всё как есть».
«Уже существуют нормы закона по поводу управления автомобилем в наркотическом или алкогольном опьянении. Если частная компания берет на себя риски и предоставляет право управления своим автомобилем, она и будет заинтересована в сохранении своего имущества. Запрет ничем хорошим не закончится, появятся нелегальные сервисы с аналогичными услугами».
«Каршеринг — это хорошо, но не надо давать возможность рулить кому попало за копейки, они свои машины разбили — будут бить и эти. Нужно смотреть на аварийность у человека. Две аварии в год — это много».
«Продолжать развивать сервис и вести правильную агиткампанию».
«Данная проблема гораздо шире, чем каршеринг. Должен быть некий комплексный скоринг водителя, и не только каршеринга, а вообще любого, кто за руль садится. Сейчас это регулируется страховкой и только итоговым тарифом, что легко обойти. А в правильном варианте это должно приводить в т. ч. к переэкзаменовке либо временному отзыву прав на время лечения и т. д. Должна быть некая система, которая в зависимости от стиля вождения, количества штрафов, склонности к определенным заболеваниям и прочих факторов давала на выходе ответ, сколько платить страховой, какие ограничительные меры со стороны государства. И естественно, это должно жестко контролироваться. Много лиц, которые не оплачивают транспортный налог, штрафы. Им по барабану правила. Каршеринг — это всего лишь дешевая альтернатива собственному транспорту, поэтому все эти личности и создают такой фон. Сами каршеринговые конторы сдают свои авто кому попало, и это никак не контролируется. Можно ввести просто дополнительный коэффициент, умножающий штраф для авто каршеринга».
«Ограничить доступ к управлению авто для водителей, не имеющих стажа вождения либо имеющих штрафы. Увеличить штрафные санкции по отношению к водителям каршеринга, систематически нарушающим ПДД».
«Граждане имеют право пользоваться любыми законными услугами. А для ДТП и других нарушений существуют законы, которые и так запрещают водить авто в пьяном виде».
Результаты опроса прокомментировал Владимир Демидов, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Законодательного Собрания: «Проголосовало около 400 человек, поэтому нельзя говорить, что это некий срез общества. Мнение людей, участвовавших в опросе, можно оценить как субъективное, но прислушиваться к ним нужно, сложившейся ситуации с каршерингом следует уделять внимание. Здесь есть несколько моментов. Первое: эту услугу предоставляет каршеринговая компания, она должна анализировать процесс, использовать опыт других городов, чтобы здесь не было таких проблем. Второе: компания, являющаяся собственником автомобилей, должна взаимодействовать с ГИБДД. А что касается, например, установки видеокамер и других устройств, то мне кажется, что это ответственность того, кто берет машину в аренду».
Ужесточать требования к стажу вождения, по мнению Демидова, не стоит: люди в течение года набираются опыта и ездят спокойно и без нарушений, а есть такие, кто и за десять лет не научится, «летает» как очумелый.