Как считают медиарейтинг властей Красноярска и Красноярского края
Холодная весна 17-го: что волнует Красноярск? (апрель)
Грязное небо и грозный народ: что волнует Красноярск? (март)
Бензин, Путин и кривые горки: что волнует Красноярск? (февраль)
В начале каждого месяца на Newslab.ru будет публиковаться медиарейтинг представителей власти Красноярска и Красноярского края, составленный на основе обзора СМИ. Готовить обзор будет информационно-аналитическое агентство «Енисей», которое занимается мониторингом и анализом СМИ с 2006 года и поставляет ежедневные обзоры СМИ практически во все пресс-службы органов власти и крупных предприятий, работающих на территории Красноярского края.
В обзор будет включён медиарейтинг главных органов государственной власти и первых лиц города и края.
О способе составления медиарейтинга
Упоминания в каких СМИ подсчитываются при определении накопленного потенциала персон и субъектов?
Мониторится практически весь информационный поток, но в аналитическую базу включены не все. Полностью считаются телевизионные источники: и новости, и любые информационные передачи (исключая районное ТВ). Газеты и онлайновые агентства учитываются, если их тираж или аудитория выше 5 тысяч в крае. Для новостей радио есть ещё один критерий — наличие собственной новостной службы.
Какие оценки получают персоны и субъекты?
Шкала оценок следующая: +100/+10/0/-10/-100 Ноль ставится при упоминании, не связанном с действиями субъекта/персоны. Например, информация «такого то числа состоится сессия Законодательного Собрания». Репортаж с сессии, необязательно хвалебный, но описывающий работу депутатов уже будет оценён в +10. Если журналист выступает с критикой, то оценка уже будет −10. «Десятка» — это самая частая оценка. Чтобы получить +100 или −100 новость должна быть связана с темами, задевающими базовые ценности человека. Большинство +100 — это повышение пенсий, зарплат, пособий, это новости, которые долго обсуждаются людьми, так как влияют на уровень жизни. Большинство −100 — это новости, связанные либо с безопасностью (убийства детей, падающие здания и стены, техногенные катастрофы), либо с повышением цен — на бензин, продукты, лекарства.
Что такое «затухание» оценок?
Естественно, что оценки не живут вечно, иначе у нас бы по-прежнему зашкаливали рейтинги Хлопонина и Кузнецова. «Десятки» сгорают через неделю, просто обнуляются. «Сотки» живут в десять раз дольше, 70 дней. Но они сгорают постепенно, то есть через 1 неделю «сотка» превращается в +/- 90, через 2 недели +/- 80 и так далее, пока тоже не обратится в ноль.
Что такое функции?
Это собственная аналитическая разработка ИА «Енисей». Если сильно упрощать, то это ещё один ряд тэгов, которые выставляются к новостям прежде, чем поместить их в базу. Есть 9 базовых ценностей, каждая из которых реализуется через ряд функций:
- Доход (увеличение, сохранение и понижение зарплат, пенсий, субсидий, льгот)
- Безопасность (строений, городской инфраструктуры, пожарная безопасность, производственная, безопасность от животных, сюда же под отдельных тэгом попадают новости про ДТП и преступления)
- Здоровье (лечение и лекарства — стоимость, доступность, качество, а также эпидемии, экология, мероприятия по сохранению здоровья, борьба с вредными привычками)
- Дети (детские садики, учёба в школе, учёба в вузах и училищах, общежития, библиотеки)
- Жильё (горячая и холодная вода, обслуживание жилого фонда, газоснабжение, уборка территорий, электро- и теплоснабжение — всё в разрезе трёх показателей по отдельности: доступность, качество и стоимость)
- Питание (доступность, безопасность и стоимость продуктов питания, а также отдельно — по этим же трём критериям — темы питания в школах и детских садиках)
- Передвижение (дороги, бензин, остановки, маршрутный и пригородный транспорт, междугородние перевозки, работа ГИБДД, транспортный налог)
- Собственность (жилая и нежилая собственность — увеличение, сохранение, стоимость; налоги)
- Отдых (улучшение мест отдыха, благоустройство города, доступность развлечений)
Соответственно, можно посмотреть, какие персоны с какими функциями рядом упоминаются. Можно мерить, насколько много негатива идёт по той или иной тематике, как меняется отношение СМИ в результате тех или иных действий. Можно смотреть, что СМИ считали основными проблемами три или пять лет назад, как долго тянется информационный шлейф после каких-то громких событий (иногда, например, само событие уже не упоминают, а тема держится ещё долго).
У нас все ходы записаны!
Дина Воробьева, директор агентства мониторинга и анализа СМИ «Енисей»