Колония является одной из самых старых в крае, но, вместе с этим — и самой современной в плане обеспечения условий содержания. В ИК-6 живут около 1 тыс. человек, и все они отбывают уже не первый свой срок.
Сегодня колония — это полноценное промышленное предприятие, позволяющее заключенным освоить новые для них профессии и неплохо на этом зарабатывать. Здесь производят мебель, двери и металлические кровати, шьют одежду, обувь, а также обеспечивают себя и другие колонии мукой, овощами и мясом.
Тех, кто попадает сюда, не имея за плечами никакой специальности, обучают в ПТУ, расположенном на территории. Выбрать, на кого будешь учиться, можно, но, по словам начальника колонии Андрея Рублева, только в том случае, когда хватает людей для выполнения имеющегося госзаказа.
После окончания рабочего дня, который длится не более 8 часов, заключенные возвращаются в жилой блок. Здесь их кормят в столовой (готовят их же товарищи), свободное время проводят в клубе, библиотеке, спортзале, храме. Есть баня, парикмахерская и прачечная.
В жилых корпусах, похожих на смесь пионерлагеря с армейской казармой, есть немного «воли» — заключенные могут попить чай, приготовить дополнительный «ужин», купленный на заработанные деньги в магазине. Выход в этот блок осуществляется только при помощи считывания отпечатков пальцев — так сотрудники колонии контролируют передвижение заключенных.
Колония была создана в далеком 1936 году как транзитно-пересыльный пункт для отправки заключенных на строительство Норильского горно-металлургического комбината. Функции пересылочного пункта она выполняет до сих пор. Все 20 дней, пока осужденные ждут отправки на новое место, они проводят в отдельном блоке, не общаясь со «старожилами». Небольшие камеры вмещают до 20 человек и разделены на «курящие» и «некурящие».
Легендарный бунт 1991 года заставил руководство ГУФСИН по Красноярскому краю пересмотреть правила содержания заключенных и обеспечения безопасности в колонии.
Сейчас здесь самая современная система видеонаблюдения. Она насчитывает почти 500 камер — это больше, чем в системе «Безопасный город», присматривающей за улицами и объектами Красноярска. Наблюдение ведется тремя сотрудницами, неотрывно следящими за мониторами. В случае происшествия за считанные секунды отреагировать готова спецгруппа в бронежилетах, со щитами и дубинками.
Интересно, что «город в городе» для многих милее свободы — в прошлом году по статистике 37% рецидивистов признавались, что совершали преступления специально, чтобы вернуться в ставшие родными колонии.
Анна Кравченко, интернет-газета Newslab.ru