Основных обязанностей у инспекторов три — принимать экзамены и выдавать права водителя маломерного судна, регистрировать лодки и катера, а также контролировать водные артерии города и края, следя за покоем и соблюдением правил безопасности. В общем-то, их обязанности во многом аналогичны тем, которые возложены на ГИБДД, с той лишь разницей, что вместо дороги здесь вода.
Кстати, экзамены можно сдать в любом подразделении Госинспекции по маломерным судам (ГИМC). В отличие от обучения в автошколе, судоводитель не обязан обучаться очно — «кататься» с инструктором определенное количество часов и слушать теорию сидя в классе. Достаточно подать заявление о желании получить права, самостоятельно выучить билеты и суметь успешно сдать теоретическую часть экзамена, а затем выполнить все действия на практике.
Регистрация судна тоже почти не отличается от той процедуры, которую обязаны пройти все автовладельцы, прежде чем продемонстрировать всему городу свой новый автомобиль, и включает осмотр и регистрацию, а затем и получение номеров.
Третья часть работы самая сложная, потому что требует от инспектора общения с людьми, в том числе с теми, кто нарушает правила, но платить штрафы за это не хотят. Летом инспекторы в основном работают по вечерам, так как люди выходят на реку отдохнуть и порыбачить после окончания рабочего дня.
Количество нарушений за последние годы сильно снизилось, так как инспекторы постоянно присутствуют на реке, но не с целью штрафовать (суммы штрафов ничтожны, и ими нарушителей на напугать), а для того, чтобы навести порядок. Несмотря на это приходится тщательно проверять предъявляемые для проверки права и прочие документы — с начала сезона уже два человека предъявляли документ, изготовленный либо самостоятельно, либо купленный за деньги у «умельца».
Выявить подделку инспекторам достаточно легко, так как они сами выдают права, и подписи друг друга знают хорошо. Если же судовладелец предъявляет документ, выданный в другом регионе, его можно проверить по номерам и еще по ряду отличий. Не единичны и случаи управления лодками и катерами в состоянии алкогольного опьянения, а это тоже нарушение, которое точно также, как и на суше, может привести к лишению прав.
За летний период выявлено 391 правонарушение, 10 лодок отправились на штрафную стоянку.
Несмотря на то, что нарушений на воде становится год от года все меньше, еженедельно в сводки пресс-службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю попадают от 10 до 40 нарушителей, в отношении которых пришлось выписывать протокол. Немало и несчастных случаев, происходящих то и дело на реках Сибири — за лето на воде гибнет около 50 человек.
Но, как отмечают сами инспекторы, все несчастные случаи происходят в основном с купальщиками, решившими охладиться в жару в неположенном месте. Поэтому, пока люди сами не поймут, что спасение — в их собственной заботе о себе и ближних — избежать несчастья не получится.
Анна Кравченко, интернет-газета Newslab.ru