Обсуждение закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты»

18 сентября 2015 15:24

Депутаты Законодательного Собрания края продолжают обсуждение Федерального закона № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты». Ранее краевое парламент вместе правительством подготовил и принял законопроект, направленный на приведение краевого законодательства в соответствие с федеральным. Работа была непростая, предусмотреть все особенности реализации норм в условиях разной специфики территорий было сложной задачей. Однако на сегодняшний день необходимые изменения в закон края внесены и теперь нуждаются в дальнейшей адаптации к реалиям. И здесь ключевую роль должны сыграть муниципальные образования — как районного уровня, так и уровня поселений, потому как именно на них федеральным законодателем возложены главные функции распоряжения земельными ресурсами края.

В результате опроса комитетом по природным ресурсам и экологии у муниципальных образований, более 60% высказали пожелание оставить эти полномочия на уровне районов. По словам заместителя председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Андрея Колесникова, половина земель Красноярского края — это земли, собственность на которые не разграничена. Основная часть находится на территории Таймыра и Эвенкии. «Около 50% — это у нас земли федерального назначения, 2% — краевые замели, меньше 1% — физических лиц, 1% — органов местного самоуправления. Вопрос о создании отдельного органа, который будет заниматься земельными отношениями, пока не рассматривается. Сейчас главное решить — смогут ли сельские территории выполнять возложенные на них функции. По данным из Таймыра, Эвенкии и южных территорий края, они не готовы заниматься данным вопросом: нет ресурсов и квалифицированных кадров. Поэтому мы пойдем по пути изъятия этих полномочий у поселений и передачи их в районы», — пояснил Колесников.

Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко, говоря о землях сельхозназначения, отметил, что земельная реформа — одна из многочисленных неудачных реформ в России. «Неурегулированные земельные отношения всегда порождают самые острые конфликты, вплоть до военного противостояния. Поэтому понятно стремление законодателей упорядочить отношения в этой сфере. До 1 января 2015 года управление землями сельскохозяйственного назначения, собственность на которые была еще не разграничена, находилось в районах. Федеральные законодатели передали с 1 января этого года эту функцию сельским поселениям. Фактически это породило коллапс, поскольку управлять землями у сельских поселений просто не хватает ресурсов. Нет достаточного программного обеспечения, соответствующих специалистов. На наш взгляд, вернуться к старой схеме — передать управление землями обратно районам, было бы вполне разумно. Для этого необходимо поднимать статус отделов сельского хозяйства в муниципалитетах и обязательно иметь в штате специалиста по землепользованию», — рассказал Сергиенко.

Руководитель агентства по управлению государственным имуществом Игорь Айзенберг, добавил, что правительство края делает все возможное для реализации возложенных на него полномочий в сфере земельных отношений. Так, с вступлением в силу в июне прошлого года закона края обеспечено приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными законами. «До конца 2015 года запланировано завершить разработку административных регламентов предоставления государственных услуг, в том числе типовых для органов местного самоуправления. Сегодня законодательство в сфере земельных отношений развивается динамично. При этом изменения касаются не только процедурных порядков, но и в целом федеральным законодателем субъектам предоставлена возможность изменения системы управления земельными ресурсами», — отметил Айзенберг.

О перспективах развития и возможности использования системы многофункциональных центров при предоставлении услуг в сфере земельных отношений рассказал директор Многофункционального центра предоставления государственных муниципальных услуг Дмитрий Катышев. По его словам, государственная власть делает все возможное, чтобы людям было легко, удобно и доступно получать такие услуги — растет количество МФЦ, появились мобильные центры, которые выезжают на места, создаются территориальные структурные подразделения. К примеру, узаконить земельные участки или иной вид собственности можно теперь по принципу одного окна.

При этом, по информации и. о. руководителя Управления Росреестра по краю Екатерины Варфоломеевой, с марта значительно снизилось количество поступающих заявлений о регистрации сделок в отношении земельных участков, государственная собственность которых не разграничена (по физическим лицам — на 20%, а по юридическим — в 4 раза). Причина не только в сложной экономической ситуации, но и в том, что земельное законодательство так запутанно, что люди на местах боятся брать ответственность за принимаемые решения.

В подтверждение своих слов Варфоломеева привела показательный пример: штраф ответственному лицу за предоставление земельного участка с нарушением закона составляет 10 тысяч рублей, а за незаконный отказ — вполовину меньше. Выгоднее отказать, и неважно, что при этом бюджет теряет доходы от налогов или от аренды земельного участка. Другая опасность для граждан состоит в том, что в связи с изменением законодательства с 2018 года собственники земельных участков с неустановленными границами теряют право распоряжения ими.

По сведениям министерства финансов края доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров указанных земельных участков сократились вдвое. Сложившаяся ситуация может повлечь недополучение доходов от земельных платежей в бюджеты муниципальных районов, снизить инвестиционную привлекательность региона, а также вызвать волну недовольства граждан и юридических лиц из-за некачественного и несвоевременного предоставления государственных услуг. Правительству края во избежание перечисленных негативных последствий необходимо принять меры по урегулированию сложившейся ситуации.

Сергиенко Валерий Иванович
Бывший депутат Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва
Айзенберг Игорь Александрович
Экс-глава агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края