Краевые депутаты обсудили финансирование дорожной отрасли региона
Дорожная отрасль Красноярского края требует дополнительного финансирования. Эту тему 31 мая обсудили депутаты Законодательного Собрания на заседании комитета по промышленной политике, транспорту и связи совместно с секцией по вопросам развития и поддержки предпринимательства Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края.
Сначала краевым депутатам и представителям местного самоуправления Канского, Манского и Уярского районов продемонстрировали работу Красноярского филиала ГП «КрайДЭО» — карьер «Кордон». Это современное предприятие расположено в Уярском районе, недалеко от деревни Ольгино.
Горный отвод карьера составляет 25,4 га, а площадь разведанного месторождения — более 98 га с промышленными запасами строительного камня 57 833 тыс. кубометров. Здесь трудится 112 сотрудников, которые в две смены в течение всего года заняты добычей камня. Из него тут же производят разнофракционный щебень. Мелкий щебень идет на покрытие и основание автомобильных дорог, используется при благоустройстве территорий. Более крупный — используются как заполнитель тяжелого бетона, балластный слой железнодорожных путей. Кроме того, они необходимая составляющая при производстве асфальта. Асфальтобетонный завод был смонтирован рядом с карьером в этом году. Производительность предприятия составляет 160 тонн в час.
Все эти материалы используются «КрайДЭО» при строительстве и ремонте федеральных и региональных трасс. Также предприятие продает свою продукцию и другим потребителям, например АО «Ванкорнефть». Как рассказал генеральный директор ГП «КрайДЭО» Андрей Иванов, это крупнейший из 17 имеющихся у предприятия карьеров, который обслуживает ремонт дорог в Красноярске и восточной группе районов края.
Оценивая увиденное и перспективы отрасли в целом, председатель комитета Владимир Демидов сказал:
«В свое время было принято решение об акционировании сети государственных дорожных предприятий. Процесс акционирования идет, и встает вопрос: а что же дальше? Есть поручение сессии в этом вопросе разобраться, и сегодня мы проводим выездное заседание комитета, чтобы не только теоретически понять, что будет происходить, но и оценить состояние предприятия — одного из лидеров, которое работает не только для дорожников», — пояснил парламентарий.
«А вот как будет развиваться отрасль в целом, мы понимаем и без каких-либо докладов. Она недофинансирована. Если мы в ближайшее время не найдем средств на увеличение нормативов обслуживания автомобильных дорог, то они будут продолжать деградировать. В соответствии с указами президента, с тем, что было сказано в его послании, необходимо выделять кардинально другие деньги на строительство, ремонт и обслуживание дорог. Норматив нужно увеличивать в два раза. Сегодня мы имеем 150–200 тысяч рублей на километр, а на самом деле потребность — порядка 500 000. Федеральные дороги имеют другие нормативы: миллион рублей на обслуживание километра. И если сегодня не выделить необходимые суммы, завтра дороги станут еще дороже. Это вопрос бюджетный и очень непростой, но мы еще раз обозначим эту потребность на 2019–2021 годы, когда будем формировать краевой бюджет», — рассказал Владимир Демидов.
Обсуждение темы продолжилось на заседании комитета и секции. Проходило оно в только что построенном двухэтажном санитарно-бытовом корпусе. Здесь есть столовая, душевые, баня — все, что необходимо для полноценного отдыха рабочих карьера между сменами. Новый корпус торжественно открыли перед началом заседания.
О том, что происходит в крае в области дорожного строительства, рассказал министр транспорта Константин Димитров. Он заверил собравшихся, что реорганизация государственных предприятий в акционерные общества не повлечет за собой объединения и сокращения их числа. Сейчас в крае работает семь ДРСУ.
Кроме того, министр сообщил, что сейчас ведомством подготовлена программа перспектив развития отрасли, опирающаяся на указ президента РФ. В том числе в указе говорится, что доля автомобильных дорог в городских агломерациях, соответствующих нормативным требованиям, должна составлять не менее 85 %, а доля доведенных до норматива региональных дорог — не менее 50 %.
Сейчас, по данным мониторинга, 37 % дорожной сети края нормативам не соответствует. Есть проблема деградации сети. За последние два года потеряно около тысячи километров дорог, которые перешли, по словам министра, в ненормативное состояние. Чтобы выполнить указ и поддерживать дороги в хорошем состоянии, надо ежегодно ремонтировать не 150–250, а 600 километров. На это нужны немалые деньги. Надежды на пополнение дорожного фонда Константин Димитров связал опять же с указом президента. В нем говорится о доведении до 100 % норматива зачисления налоговых доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Владимир Демидов напомнил о поручении профильного комитета рассчитать финансирование, необходимое для перевода дорог на нормативное обслуживание не с 2025-го, а с 2022 года. Также он пообещал еще раз поставить вопрос об увеличении финансирования отрасли перед правительством и врио губернатора.
В ходе заседания краевые депутаты высказали ряд мнений. Так, Валерий Фарукшин предложил сделать дорожный фонд неприкосновенным и тратить его средства только на ремонт сети, а строительство новых объектов вести на отдельно выделенные для этих целей средства. Его поддержал Александр Лыспак, который также поднял тему использования при ремонте дорог новых технологий, повышения качества асфальта и благоустройства придорожной территории, в том числе строительства остановочных пунктов и содержания туалетов у трасс.
Завершая обсуждение, Владимир Демидов сказал, что у ведомства должна быть своя идеология содержания дорог. Это, по его словам, увеличение финансирования и приоритеты — сначала содержание дорог, затем их ремонт, а уже потом строительство новых.
«Мы не просто услышали эту позицию, а будем ее поддерживать и подготовим постановление к сессии. Иначе через десять лет в крае может не остаться дорог», — подчеркнул он.
Информация министра о ситуации в отрасли и перспективах развития депутаты также заслушают на сессии 5 июля.