В Законодательном Собрании прошли публичные слушания по краевому бюджету
29 ноября в Законодательном Собрании Красноярского края прошли публичные слушания по краевому бюджету на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Участие в публичных слушаниях приняли депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, правительства края, главы муниципальных образований, депутаты местных Советов, представители бизнеса и экспертного сообщества. В ходе слушаний им представили прогноз социально-экономического развития края, основные направления финансовой политики, заключение Счетной палаты на проект бюджета. Напомним, что 23 ноября сессия Законодательного Собрания утвердила общие параметры бюджета с учетом поправки, которая подготовлена по итогам встречи депутатов с губернатором края. Выглядят они следующим образом:
- доходы составят 223,7 млрд рублей;
- расходы образуются в объеме 237,1 млрд;
- дефицит остается неизменным по сравнению с первоначальной редакцией — 13,4 млрд.
«Публичные слушания — это обязательный элемент бюджетного процесса в Красноярском крае. На мероприятие прибыли делегаты со всех территорий региона, присутствует большое количество экспертов. Обсуждение посвящено вопросам развития края в нынешних условиях. Сегодня упор сделан на те проекты, которые реализуются в Красноярском крае. Вчера президент Владимир Путин проводил заседание правительства, и министр финансов начал свой доклад именно с нашего, очень важного проекта — „Енисейская Сибирь“. Он является приоритетом на ближайшие годы, я бы даже сказал — на десятилетний период. Это финансово емкий проект. Недавно была утверждена стратегия развития Красноярского края до 2030 года. Новые акценты сделаны на наши муниципальные образования. В предстоящем году будет проводиться Универсиада, пройдет празднование 400-летия Енисейска. По итогам публичных слушаний будет принята резолюция, поступит много предложений и замечаний от наших представителей муниципальных образований, экспертов, и это станет базой для принятия краевого бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов во втором чтении», — отметил перед началом публичных слушаний Владимир Чащин, председатель комитета по бюджету и экономической политике.
Важность публичных слушаний по бюджету отметил и заместитель председателя правительства — министр финансов края Владимир Бахарь.
«Публичные слушания — это очень важный этап в бюджетном процессе. Напомню, что в рамках рассмотрения краевого бюджета в первом чтении была внесена большая поправка, которая увеличила основные параметры как по доходам, так и по расходам на 2019 год на 9,7 миллиарда рублей, на 2020-й — на 5,3 миллиарда, на 2021 — на 12 миллиардов. Мы продолжаем задачу по снижению дефицита. На 2021 год в проекте бюджета предусмотрен фактически нулевой дефицит. Ключевая задача бюджетной политики — исполнение нового майского указа главы государства», — рассказал министр.
«Мы проводим публичные слушания в преддверии года проведения Универсиады в Красноярске и празднования 400-летия Енисейска. Слушания традиционно проводятся с участием самых разных представителей, включая тех, кто формирует бюджет как документ, а также тех, кто является его потребителем. Все это позволяет услышать разные мнения, и мы надеемся, что после обсуждения нам удастся подойти к рассмотрению бюджета во втором чтении вооруженными вашими перспективными замечаниями и предложениями», — напомнил коллегам председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов.
Первым c докладом выступил министр экономики и регионального развития Егор Васильев, который представил прогноз социально-экономического развития края на 2019 год. Он отметил, что ближайшие годы станут особенными в связи с началом реализации национальных проектов, направленных на выполнение задач, которые обозначил президент РФ в новом майском указе.
«Сейчас ведется работа с федеральными органами власти по участию края во всех национальных проектах, — сообщил Егор Васильев. — Ожидаем, что их реализация позволит привлечь в край дополнительные финансовые ресурсы и окажет масштабное воздействие на развитие всех сфер экономики, решение демографических и социальных задач. Кроме того, на межрегиональном уровне запланировано осуществление комплексного инвестиционного проекта „Енисейская Сибирь“. В совокупности оба обозначенных вектора целенаправленного развития окажут значительное влияние на экономику и качество жизни в регионе».
Министр подробно охарактеризовал развитие секторов экономики края и основные тенденции, которые прогнозируются в трехлетнем периоде. Ожидается, что в следующем году курс доллара составит 64 рубля, цены на металлы будут демонстрировать умеренный рост, стоимость барреля нефти будет колебаться в районе 63 долларов. Инфляция увеличится до 3,9–4,5 %, во многом на этот показатель повлияет повышение ставки НДС с 18 % до 20 %.
В промышленности края в целом прогнозируется рост, индекс производства составит 4,6 %. Сохранится высокий уровень инвестиций в экономику края. В 2019–2021 годах капиталовложения превысят отметку 450 млрд рублей ежегодно. Продолжится развитие агропромышленного комплекса: в 2019 году объем производства увеличится на 3,4 %. Объем ввода жилья при сохранении доступности ипотечных кредитов составит 1,2–1,3 млн квадратных метров в год. В социальной сфере базовый вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Следствием этого будет постепенное восстановление потребительского спроса. К концу 2021 года уровень зарегистрированной безработицы не превысит 0,8 %. Прирост реальной заработной платы за три года составит 4,4 %.
Объем валового регионального продукта в сопоставимых ценах за трехлетний период увеличится на 5,5 %. Наибольшее влияние на этот показатель по-прежнему будут оказывать металлургия и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых.
Доклад, посвященный краевому бюджету на трехлетний цикл, представил вице-премьер — министр финансов Владимир Бахарь. Он отметил, что на всех уровнях управления в основу нынешнего бюджетного процесса заложены два базисных документа — новый майский указ и стратегия пространственного развития России до 2025 года. Если ключевыми элементами указа являются национальные проекты, то второй документ подразумевает выделение 14 макрорегионов, в числе которых будет и Енисейский. В этой связи комплексный проект «Енисейская Сибирь» призван реализовать поставленные задачи.
Вице-премьер сообщил, что в целом в крае в 2018 году соберут налогов и сборов в бюджетную систему всех уровней на сумму 800 млрд рублей. Из них 585 млрд поступит в федеральный бюджет и чуть больше 230 млрд останется в консолидированном бюджете края.
«Безусловно, темпы роста доходов консолидированного бюджета в последние годы растут, — подчеркнул Владимир Бахарь. — Вместе с тем тема межбюджетных отношений „край — Федерация“ по-прежнему остается актуальной. Из 585 млрд рублей, которые поступят из края в федеральный бюджет, в наш регион вернется всего около 40 млрд. Поэтому необходимо продолжать работу по совершенствованию межбюджетных отношений».
Совокупно с учетом распределенных федеральных средств краю будет выделено на реализацию федеральных проектов более 20 млрд рублей. При этом остаются нераспределенные резервы, которые в перспективе край может получить. Среди значимых направлений — строительство детских садов и ликвидация очереди для детей от 1,5 до 3 лет, ежемесячные выплаты при рождении первого ребенка, оснащение медицинских учреждений, оказывающих помощь онкологическим больным, а также региональных сосудистых центров, создание и замена ФАПов и врачебных амбулаторий, модернизация спортивной инфраструктуры, организация качественного водоснабжения.
Как следует из сопроводительных материалов к главному финансовому документу региона, в следующем году произойдет снижение поступлений по налогу на имущество организаций, потому что движимое имущество было исключено из налогооблагаемой базы. При этом Федерация пошла на частичную компенсацию выпадающих доходов в отношении акцизов на алкогольную продукцию. Дополнительные отчисления отражены в проекте бюджета. В отношении остальных источников доходов планируется рост небольшими темпами. В целом в 2019 году налоговые и неналоговые доходы бюджета составят около 200 млрд рублей.
По-прежнему основными источниками станут поступления по налогам на прибыль и на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых, по НДФЛ и по акцизам. Объем дотаций из федерального бюджета пока предусмотрен со снижением, поскольку ранее выделялись существенные средства на подготовку к Универсиаде. Вместе с тем краевой бюджет был внесен, когда еще не были распределены все деньги, направляемые регионам. Благодаря этому разработана правительственная поправка, увеличивающая доходы и расходы краевого бюджета, которая учитывает почти 10 млрд рублей дополнительных доходов.
Главной особенностью бюджета является учет в нем выполнения нового майского указа президента РФ, в котором говорится о 12 национальных проектах. Также продолжится политика, направленная на сокращение дефицита бюджета, оптимизацию и повышение эффективности расходов, поиск новых источников доходов. Кроме того, губернатор поставил задача по устойчивому развитию муниципальных образований. На это также заложены деньги. В частности, в ближайшие три года предусмотрено строительство 15 школ, девяти детских садов, четырех спортзалов в школах. Ежегодно планируется строить порядка пяти физкультурно-оздоровительных комплексов. В территориях будут возводиться 41 ФАП, поликлиники, два родильных дома, вестись работы по реставрации в рамках подготовки Енисейска к 400-летию. Помимо этого бюджет решает несколько новых задач. Например, по замене судов «Матросов» и «Чкалов», реконструкции аэропорта в Хатанге.
Проект закона предусматривает индексацию социально значимых направлений, включая питание, лекарственное обеспечение, жилищно-коммунальные услуги и прочее.
«Что касается заработной платы работников бюджетной сферы, то здесь следует сказать о следующем. Во-первых, продолжается реализацию майских указов 2012 года в части соотношения зарплаты учителей, врачей и других категорий средней по региону, и на это заложены соответствующие средства. Во-вторых, обеспечивается исполнение решения Конституционного суда о соответствии минимальной заработной платы прожиточному уровню населения. Наконец, на 3,4 % предусмотрена индексация зарплаты всех бюджетников, не попадающих под указ президента», — отметил министр.
Среди других значимых направлений расходов — подготовка к проведению Универсиады. Бюджет состоит из 22 государственных программ. Основной объем расходов традиционно приходится на сферы образования, здравоохранения, социальной поддержки и управления финансами.
После выступления министров оценку краевому бюджету дал заместитель председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев. Одним из замечаний он назвал большую финансовую зависимость Красноярского края от федеральных средств. Астраханцев также напомнил о росте госдолга, необходимости сокращения дефицита бюджета, а также о повышении эффективности расходов. По мнению эксперта, количество объектов незавершенного капитального строительства «буквально зашкаливает», и этот показатель никак нельзя назвать позитивным.
Среди других проблем — зависимость экономики от экспортно ориентированных предприятий. В случае падений цен на мировом рынке на металлы или углеводороды существуют серьезные риски по наполнению региональной казны и, как следствие, исполнению взятых обязательств. Необходима диверсификация экономики, и эту цель следует ставить хотя бы в долгосрочный период, подчеркнул Виктор Астраханцев.
Ряд замечаний представитель Счетной палаты высказал в отношении подготовки прогноза социально-экономического развития. По его мнению, существующая методика не позволяет говорить о гарантированном достижении заявленных планов. К положительным моментам докладчик отнес создание за последние годы современной социальной и коммунальной инфраструктуры, которая будет служить краю многие годы. И об этом, по его мнению, стоит чаще говорить в противовес тому негативу, который исходит с экрана телевизора.
Виктор Астраханцев отметил, что в 2019 году Универсиада станет историей и неплохо было бы использовать приобретенный опыт для проведения других масштабных мероприятий, например, сделать заявку на организацию крупного международного саммита. Тем более что в Сибири его еще ни разу не проводили.
После этого начались выступления участников публичных слушаний. Председатель комиссии по подготовке к Универсиаде Павел Ростовцев рассказал о наследии, которое останется краю после проведения Всемирных студенческих игр. В частности, парламентарий отметил, что регион получил современные отделения и корпуса краевой больницы и БСМП, которые будут доступны всем пациентам в рамках медстрахования. Появился новый терминал аэропорта. Спортивные арены «Платинум», «Енисей», «Кристалл» останутся краевыми, а значит, там смогут работать школы по хоккею, фигурному катанию и другим видам спорта.
В краевой столице наконец-то построили крытую арену для команды по хоккею с мячом, многократных чемпионов России и основы сборной страны. На спортивном кластере «Сопка» появится школа олимпийского резерва по зимним видам спорта, а это значит, что спортсменам и тренерам не придется уезжать в другие регионы, где работают многофункциональные комплексы.
«Мы вырастили организаторов соревнований мирового уровня, специалистов по строительству и коммуникациям, сформировали волонтерское сообщество. И этот человеческий капитал тоже работает на долгосрочное развитие Красноярского края», — сказал Павел Ростовцев и подчеркнул, что опыт реализации такого масштабного проекта, как Универсиада, поможет браться за новые большие дела, например, за «Енисейскую Сибирь».