В далеком 2002 году, когда неплохой писатель-беллетрист грузинского происхождения Григорий Чхартишвили (он же Борис Акунин) был более известен именно как литератор, а не как общественный деятель, его бестселлер «Азазель» впервые переложили на кинематографический и театральный языки. Занимались этим, разумеется, совершенно разные люди, но при деятельном участии самого автора. Результат телевизионный оказался неудачным, театральный же удался ровно настолько, чтобы прочно войти в репертуар, не будучи разгромленным столичной критикой. Именно с этого спектакля начались красноярские гастроли Российского академического молодежного театра (он же РАМТ, он же «театр аншлагов», как указано в рекламно-справочной брошюре), который Фонд Михаила Прохорова пригласил в качестве хэдлайнера нынешних «Норильских сезонов».
«Эраст Фандорин», как и подобает качественной авантюрной истории, берет зрителя натиском, почти что юношеским пылом, помноженным на общую увлекательную нелепицу происходящего. Спектакль начинается с выстрела самоубийцы, а заканчивается взрывом бомбы; в промежутках между этими событиями проходит три с половиной часа, на протяжении которых случается всякое: погони, перестрелки, слежка, романтические признания, даже огромный инфернальный поезд в финале первого действия, неотвратимо наползающий на партер. Скромный письмоводитель сыскного управления Фандорин грудь в грудь схватывается с таинственной международной организацией «Азазель», составленной из бывших воспитанников учреждения под названием «эстернат» - жутко талантливых сироток, вознамерившихся изменить мир. Параллельная реальность дореволюционных Москвы, Лондона и Санкт-Петербурга на глазах зрителей выстраивается руками жандармов или гостиничной прислуги из множества окон, дверей, столов и стульев; все это щедро присыпано бакенбардами, эполетами, сюртуками и такими новинками прогресса как печатная машинка или телефонный аппарат. Красиво, шумно … и немного скучно.
Сюжет и персонажи акунинского романа воссозданы практически полностью (отсюда и общий хронометраж действа), в результате чего холстина литературного первоисточника, растянутая по драматическому каркасу, просвечивает литературными реминисценциями – Достоевский, Толстой, Карамзин, Дюма и еще раз Дюма: все это только кирпичики для создания конструкции, цель которой исключительно увеселение зрителя; пищи для ума или сердца ждать бессмысленно. Кажется, что если встать и сходить на условную кухню за условной чашечкой кофе, обязательно пропустишь что-то интересное, но точно - ничего значимого.
Общая сериальная атмосфера нагнетается благодаря эмоциональной простоте и, порой, ненатуральности действующих лиц – роковая соблазнительница Амалия Бежецкая (Наталья Чернявская) обаятельна исключительно «по умолчанию», хладнокровный Бриллинг (Евгений Редько) то и дело срывает истеричные нотки, умница Фандорин (Петр Красилов) откровенно глуп среди россыпи окружающих его намеков и подсказок. Вообще, для Красилова роль Фандорина некогда стала первой главной ролью на театральных подмостках (было это до славы Малиновского из народного сериала «Не родись красивой») – играет он до сих пор увлеченно, и вместе с тем с очевидным чувством актерского «потолка»: в типаже удачливого сыщика не отыщешь темных уголков, он прост как типичный романтический герой, каким, в сущности, и является.
Есть в механизме спектакля интересные детали – это и насыщенное музыкальное оформление, не всегда оригинальное, но всегда уместное, и неоднозначные танцевальные сцены – как бы визуальная раскладка душевных переживаний персонажей. Множество этюдов выстроены вокруг мотива бега на месте – в эти моменты со сцены исчезают все декорации, и посреди паркетной степи видно отчаянно спешащих куда-то героев во главе с Фандориным: это умножает и динамику детектива, и эстетику собственно драмы. Но достаточно ли этого для того, чтобы сериал перестал быть сериалом?
Критик Марина Давыдова когда-то назвала этот спектакль товаром, который в любом случае будет продаваться хорошо. Понимая под денежными единицами время, можно назвать «Фандорина» годной покупкой; впрочем, я в таких случаях обычно приобретаю книгу.
Евгений Мельников,
фото с сайта РАМТ
«Алмазная Колесница», Борис Акунин
Кладбищенские истории, Б. Акунин, Г. Чхартишвили
Смерть на брудершафт, Борис Акунин
Смерть на брудершафт: фильма третья и четвертая, Борис Акунин
Сокол и ласточка, Борис Акунин