Какие меры экономической поддержки уже заложены в бюджете края?
О них говорил в своем недавнем отчете об итогах 2021 года Александр Усс. Особенно стоит выделить решения в отношении социальной сферы и стабилизации экономической ситуации. Например, продолжение реализации всех социальных обязательств и программ развития. Поможет их реализовать беспрецедентный бюджет края — согласно последней корректировке, объем расходов достигает почти 370 млрд рублей, из которых более 60 млрд составляет «бюджет развития края», то есть средства на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
«В такое время важно стимулировать экономические процессы, приток денег в экономику. И, конечно, очень важны меры социального характера — индексация зарплаты бюджетников, реализация ряда социальных обязательств, в том числе и обозначенных президентом. А для бизнеса в период санкций очень важны меры поддержки и развитие импортозамещения», — подчеркнула Анна Гарнец, министр экономики и регионального развития края.
Сможет ли авиаотрасль края функционировать в условиях санкций?
Авиация пока сильнее всех пострадала из-за санкций. А ведь от авиаперелетов очень зависят жители Крайнего Севера, у которых нет другой возможности попасть на большую землю и обратно.
Авиаотрасль находится на особом контроле у правительства края. Несмотря на введенные санкции, сейчас ситуация в ней стабилизировалась. Например, компания «КрасАвиа», основной краевой авиаперевозчик, сможет сохранить все свои маршруты. Часть парка компании — самолеты французской марки Atr, которые попали под действие санкций. К счастью, они пока не требуют спецобслуживания — компании хватит времени, чтобы переориентироваться на АН-24 и АН-26, которые смогут заместить французские самолеты.
Все социальные обязательства в виде субсидирования перевозок и выполнения обязательств будут исполняться в полной мере, заверила Анна Гарнец. Кроме того, в ближайшее время министерство экономики рассмотрит ситуацию с перелетами на Крайний Север — и если потребуется, введет какое-либо регулирование; например, в части цен.
Может ли правительство что-то сделать с ростом цен на товары?
При рыночной экономике силовое сдерживание цен не является правильным методом, о чем неоднократно говорил и сам президент Владимир Путин. При этом ожидать радикального снижения цен в ближайшее время тоже не стоит. Но правительство края регулярно мониторит ситуацию на рынке и следит, чтобы повышение цен было обоснованным — в этом вопросе краевая администрация очень плотно сотрудничает с УФАС и другими надзорными органами, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке.
Одна из главных причин роста цен: предприниматели закладывают в стоимость товара свои будущие риски. То есть, на данный момент ситуация стабильная — но бизнес опасается того, что может случиться в дальнейшем. Желая заранее обезопасить себя, он повышает цену товара уже сейчас, а покупателям в результате приходится платить больше и больше. К слову, по этой же причине можно наблюдать, что стоимость товаров краевых производителей растет, в то время как масса фасованного товара снижается — то есть, предприниматель таким образом пытается и заложить в цену свои будущие риски, и сэкономить.
Правительство края сейчас ведет территориальный мониторинг — для этого в муниципальных образованиях созданы специальные штабы. Это метод уже себя оправдал: в отдельных субъектах было выявлено необоснованное повышение цен на сахар, гречку, детское питание — причем рост не соотносится с краевым. Правительство уже проинформировало УФАС о выявленных случаях роста цен, и антимонопольная служба заставила виновников снизить цены на те или иные товары.
Вместе с тем очень важны меры поддержки — например, отсрочка налоговых платежей, предоставление льготных кредитов и отмена плановых проверок. Такие меры позволяют снизить риски, а значит помогут стабилизировать ситуацию с ценами. Но важно понимать, что другим ключевым фактором формирования цен является спрос — и если он будет ажиотажным (например, на тот же сахар), предприниматели увидят в этом стимул к повышению цены.
Сейчас правительство края готовит новый пакет мер поддержки — он носит более специфический, отраслевой характер. Если в двух первых пакетах мер важна была оперативность, то теперь поддержка будет носить более адресный характер.
Как идет переориентация экономики на Китай и что она принесет?
Еще до введения санкций доля Китая во внешнем торговом обороте составляла около 20 %. Сейчас прорабатывается как тема импорта из азиатских стран, так и тема экспорта. Китайская сторона тоже переформатируется в этом направлении и готова предлагать продукцию собственного производства по очень большому спектру товаров.
Но приоритетной для краевых властей по-прежнему остается тема импортозамещения. Важно, чтобы нужные товары производились в Красноярском крае, а не поставлялись откуда-то извне.
Другой важный блок — тема экспорта. Необходимо пересмотреть всю систему работы с азиатским рынком, у которого есть специфические особенности — они связаны как с ментальностью, так и со вкусовыми предпочтениями. Например, некоторые виды российской пищевой продукции китайским потребителям совершенно чужды — поэтому российским предпринимателям нужно придумать, как заинтересовать новых потребителей в своих товарах.
Насколько Красноярский край готов к импортозамещению?
Вопреки расхожему мнению, сегодняшняя ситуация в корне отличается от той, что была в разгар пандемии коронавируса. Сейчас главная задача — стимулировать инвестиционную деятельность для создания в регионе новых производств с точки зрения импортозамещения. Поможет в этом фонд развития промышленности в 1 млрд рублей, из которого субъекты экономической деятельности могут получить льготные кредиты.
Важно, что краевой фонд обеспечит лучшие условия, нежели федеральные программы поддержки. Ведь на федеральном уровне можно получить льготные займы под 11-13,5 %, а на краевом — всего лишь под 1-3 %. Эти займы пойдут на реорганизацию действующих производств, либо создание производств новых, и основной приоритет при этом как раз отдан импортозамещающим инициативам.
В Красноярском крае уже есть более 30 предприятий, готовых заместить 80 товарных позиций, включая мебель, стройматериалы, бытовую химию, высокотехнологичное оборудование и даже IT-продукты. Отдельно можно отметить предприятия, готовые производить качественную упаковку — это сейчас важная проблема не только для Красноярского края, но и всей России.
«Для меня было очень отрадно, что в крае столько предпринимателей, готовых заниматься импортозамещением, реализовывать новые проекты при поддержке государства. Важно, что многие предприниматели готовы производить детали для техники — в особенности, для иностранной сельскохозяйственной техники. Учитывая, сколько у нас разной импортной техники, это было главным риском при введении санкций. И то, что столько предприятий готовы оперативно начать производить замену импортной продукции, вселяет оптимизм. Поэтому следующий пакет мер поддержки субъектов МСП мы сделаем полностью посвященным импортозамещению», — рассказала Анна Гарнец.
Она также отметила, что для импортозамещения в Красноярском крае есть все необходимое: помимо предпринимателей и предприятий, готовых выпускать товары, в наличии огромная научная база, которая поможет в создании товаров-аналогов продукции иностранных предприятий.
Сейчас формируется реестр приоритетных товаров, которые будут реализованы в рамках программы импортозамещения. Кроме того, появился новый онлайн-сервис «Биржа импортозамещения», в котором заказчики могут публиковать запросы на приобретение товаров, а поставщики — направлять свои ценовые предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников.
С импортом понятно, а сильно ли пострадает Красноярский край от снижения экспорта?
Главный момент — социальные проекты в крае продолжат выполняться в полном объеме. Снижение экспорта нефти и металлов не помешает строить запланированные школы, больницы и другие социальные объекты.
Как уже говорилось, экономика края еще до введения санкций во многом ориентировалась на азиатские рынки. Конечно, большую долю рынка составляли страны, которые сегодня наложили определенные санкции — но на деятельности ключевых, системообразующих предприятий это пока не сказывается и серьезных рисков в этом плане не прогнозируется.
Последняя корректировка бюджета учитывает и сложившуюся ситуацию, и пути ее дальнейшего развития. Было принято решение наращивать уже упомянутый «бюджет развития» и не отказываться от крупных проектов, в которых задействовано сразу несколько отраслей экономики.
Как пример: строительство Высокогорского моста через Енисей продолжится, да и от планов по строительству красноярского метро тоже никто не отказывается. Так сложилось, что именно со строительной отраслью связано множество других отраслей — поэтому стимулирование одного только строительства даст положительный эффект на многие смежные с ним секторы.
Сколько иностранных предприятий в крае закрылось и сколько людей остались без работы?
Ни одна зарубежная компания на данный момент не заявила о своем полном закрытии — их предприятия только приостановили свою деятельность. Согласно закону, если деятельность приостановлена по вине работодателя, он обязан выплачивать своим сотрудникам заработную плату. Уже выявлено несколько случаев нарушения трудового законодательства — когда предприятия не выплачивали зарплату работникам. Во всех случаях трудовую инспекцию оперативно проинформировали — и она начала проверку предприятий.
Между тем, служба занятости населения уже готова оказать помощь тем, кто не может работать из-за простоя по вине работодателя. Они очень плотно работают с предприятиями в зоне риска.
Массовых высвобождений пока не было, но на федеральном уровне уже принято решение о поддержке регионов, предоставлении субсидии на организацию временного трудоустройства и проведения обучения высвобождаемых работников. Если житель края остался без работы — можно обратиться в службу занятости, чтобы найти новую работу и пройти обучение.
Почему банки меняют условия кредитных договоров в одностороннем порядке?
Согласно закону, в одностороннем порядке менять условия договора нельзя. Другое дело — так называемые «кредиты с плавающей ставкой», когда условия кредитования привязаны к значению ключевой ставки ЦБ. Поскольку до введения санкций прогнозировалось снижение ключевой ставки, многие предприниматели брали именно такие кредиты. Рост ставки ЦБ не только сделал многие подобные кредитные обязательства фактически невыполнимыми, но и затронул, например, государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, лизинговые договоры.
На федеральном уровне уже анонсирован ряд решений по поддержке предпринимателей — например, планомерное повышение ставки по кредиту вместо использования ключевой ставки ЦБ в расчетах.
Где можно узнать обо всех мерах поддержки?
Мер поддержки уже сейчас очень много и они очень оперативно принимаются. Во-первых, на портале правительства Красноярского края есть отдельный раздел о поддержки в условиях санкций. Здесь собраны не только меры поддержки, но и ссылки на отраслевые ресурсы, на которых можно получить подробную информацию.
Кроме того, в регионе действует горячая линия по номеру 122 — можно проконсультироваться по отдельным направлениям или, например, сообщить о немотивированном повышении цен (минэкономики использует горячую линию, как один из способов мониторинга). Другой повод для обращения на горячую линию — если работодатель приостановил деятельность, но не выплачивает зарплату.
Как итог, краевым властям удалось оперативно принять целый комплекс мер поддержки — и новая помощь бизнесу от государства не за горами. Ключевым вектором развития края остаются большие инвестиционные проекты, в частности создание новой инфраструктуры. А импортозамещение, о котором говорили еще с 2015 года, выходит на новый уровень и становится главной надеждой краевой экономики.
Интернет-газета Newslab