Главная
>
Статьи
>
Четверг (новое слово): "дискурс" и "симулякр"

Четверг (новое слово): "дискурс" и "симулякр"

06.11.2003
4

Есть некоторые категории слов, объяснить которые понятным языком практически невозможно. Одной из таких категорий являются философские термины, многие из которых можно разве что проиллюстрировать на примерах, а остальные — лишь выразить при помощи других, не менее мудреных слов. Мы постараемся рассказать о двух понятиях — «дискурс» и «симулякр» — как можно проще.

Одно из определений дискурс, которое выдает портал Gramota.ru — это «связный текст в совокупности с прагматическими, психологическими, социокультурными и другими факторами». Сам по себе текст, то есть набор слов и предложений, дискурсом не является. Он становится таковым, когда его воспринимает читатель, который интерпретирует его по-своему, в зависимости от уровня своего развития, приобретенных знаний, мировоззрения и многих других факторов — даже от психического состояния в момент прочтения. Таким образом, можно сказать, что дискурс — это возникающая в процессе чтения система образов, конкретная интерпретация текста читателем. Поэтому он является индивидуальным для каждого конкретного человека, даже если они читают один и тот же текст. Если же давать более общее определение дискурса, то можно сказать, что это интерпретация какого-либо понятия, образа, которая также индивидуальна для каждого человека и также зависит от множества параметров.

«Симулякр» — слово, которое обозначает некий объект, обозначение чего-то, которое (парадокс!) ничего не обозначает. Симулякр может указывать разве что на другой симулякр или сам на себя. Говорят также, что симулякр — это копия без оригинала (например, Штирлиц, у которого не было реального прототипа, в этом смысле был типичным симулякром). Современное (и очень широкое) значение этот термин получил в книгах французского философа Жана Бодрийяра.

Лично я понял значение этого термина на примере рекламы, которая является одним из симулякров. Однако первоначально реклама таковой не была — она информировала о неком товаре, описывала его свойства, то есть ссылалась на объект реального мира. Затем реклама стала наделять товар не свойственными ему характеристиками. Например, в роликах, рекламирующих средства от гриппа, можно увидеть, как человек, проглотивший чудотворное лекарство, мгновенно излечивается от своего недуга - чего в реальности, разумеется, не происходит. Таким образом, реклама постепенно превращается в симулякр. Однако окончательно таковым она стала во многом благодаря Жану-Мари Бурсико, который начал преподносить рекламу как самостоятельное художественное произведение, от реального мира не зависящее. В этом случае нет совершенно никакой разницы, что рекламирует тот или иной ролик или плакат, да и рекламирует ли вообще что-нибудь.

Другим примером симулякра можно назвать брэнд какой-либо фирмы, который является самостоятельным объектом, существующим вне зависимости от обозначаемого им товара. Более подробно о симуляции в рекламе прочитать в этой статье (спасибо за присланную ссылку нашей читательнице Зосе).

Оба сегодняшних термина сам я впервые увидел в «Живом журнале» в дневниках некоторых местных интеллигентов-философов, однако до поры до времени я знал о дискурсе и симулякрах только то, что о них можно говорить бесконечно. Однако с течением времени я стал встречать их все чаще (может быть, не на те сайты захожу?), поэтому у меня появилось желание разобраться с ними и поделиться знаниями с читателями. Кстати, у меня самого нет уверенности, что я уяснил эти понятия верно, поэтому было бы интересно услышать от вас уточнения и дополнения, касающиеся этих слов.

Алексей Непомнящий

Рекомендуем почитать