Авария на Саянской ГЭС Мнение независимого инженера. Государственной комиссия по расследованию причин аварии не хватило одного года для завершения работы. Напрашивается вопрос - почему? Ответ банален. Необходимо было надежно спрятать истинную причину аварии. Я не государственный представитель, чутко улавливающий ситуацию за хорошие деньги, я инженер конструктор с предельным стажем работы, решивший много производственных задач. Изобретатель СССР. Результаты аварии известны, их можно посмотреть в интернете. Многотонные агрегаты станции рассыпались как карточные домики, станция целиком вышла из строя. Причины? Не нужно многомесячных трудов уважаемой комиссии и многих ее томов для того, чтобы их обозначить. Плотина Саянской ГЭС высотная, уникальная. Говорят, что это наш ответ американцам, которые построили первыми высотную плотину Гувера в тридцатые годы. Мы не лыком шиты и показали свою «кузькину мать». Наша плотина и длиннее и мощнее. Американцы по-нашему народ простоватый: на весь мир заявляют, что бетон плотины еще не остыл, ставят фильмы про террористов в этом опасном месте. Кстати не так уж и плохо. Чтобы население не расслаблялось. Мы (СССР) - полная противоположность: все секретно, все шито-крыто, только ура-ура. Оставим это и вернемся к самому главному – к проекту станции и ее агрегатов. Первое. Это нельзя назвать просчетом, это отдает какой-то глобальной инженерной глупостью. Уникальная станция, построена за колоссальные народные деньги по так называемой системе «домино»(!). Авария на одном гидрогенераторе автоматически выводит из строя всю станцию. Кто эти деятели, которые, видимо, посчитали, что аварий не бывает вообще, особенно у них. Любой в меру грамотный человек знает, что человечество еще не придумало таких машин. Второе. Перейдем к конструкции гидроагрегатов. Их 10 штук на станции. Конструкция этих огромных уникальных машин совершенно не отвечает современному уровню безопасной работы и тем более непригодна для аварийной ситуации. Конструктивные решения этих агрегатов весом за 1000 тонн по этим параметрам просто наивны. Это случилось потому, что конструкция гидрогенератора давно превратилась в динозавра техники. Машина за последние 50 лет практически не изменилась. Дело дошло до такой рутины, что разрабатывают их женские КБ. Мужикам с их творческими амбициями там делать нечего. Чтобы не быть голословным критиком, рассмотрим коротко конструкцию гидрогенератора. Гидрогенератор это огромная электрическая машина более 10 метров в диаметре. Такую не изготовишь целиком и не привезешь на место. Статор в основном делают из шести частей - т.н. «шестерок". Ротор - огромное колесо велосипеда со спицами. Вал ротора состоит из нескольких частей. Нижний конец вала проходит через крышку. Крышка запирает воду под напором 20 атмосфер. Давление на крышку несколько тысяч тонн. Под крышкой турбинное колесо. Вода на турбинное колесо подается по водоводу диаметром около 9 метров с высоты около 200 метров. В идеальных условиях (так часто создаваемых в уютных кабинетах) все хорошо. Вода течет, машина крутит. Но, есть: человеческий фактор, качество изготовления, сейсмические явления, особенно в зоне горных пород, а также ныне модный - грамотный терроризм и т. д. и т. п. Авария! Причина - какая разница. Может, оторвался полюс, ротор задел за статор и прочее. При этом обязательно произойдет зацеп ротора о статор или удар ротора о статор. Кинетическая энергия 800 тонного ротора огромна. Энергия тяжелой бомбы. Удар мгновенно разрушит статор на «шестерки». Болты, скрепляющие их, не более чем спички под ударом форварда. Далее события развиваются драматически. Так как верхняя опора ротора крепится к статору, она исчезает с его развалом. Беснующийся тяжелый ротор под ударами «шестерки» становится гигантским волчком на одной нижней опоре. А эта опора расположена в самой опасной детали - крышке, находящейся под огромным напором воды. Шпилькам крышки можно только посочувствовать, сколько секунд они могут выдержать. Ротор выворачивает крышку и она как огромный поршень выбрасывает тысячетонный ротор с турбиной в машинный зал станции, где он крушит все вокруг. Станции конец со всеми ее агрегатами. Поэтому многотомные заключения на уровне «знаете, понимаете», а также копание в частотных гармониках - не более чем чесотка на голове под ударом гильотины. Король голый и остается голым до сих пор. Дамские КБ при заводах продолжают рожать динозавров. Наш президент просил обращаться к нему напрямую по важным проблемам. Зная, что в нашей системе это самый радикальный путь, мы обратились. Система сработала как в старые добрые времена. Нам со всех сторон - от РУС-Гидро до Саянской ГЭС предложили наши решения направить тем, кто все это «изобрел». Скучно. В мире такие проблемы решают по-другому. Пример. Во время второй мировой войны немцы топили транспортные пароходы «Либерти», с помощью для СССР, быстрее, чем их производили. Нужно было увеличить их выпуск в несколько раз. Кораблестроители сказали, что это невозможно. Задачу решили специалистами из других областей техники. Хорошо зная конструкцию гидрогенераторов (мы их выпускали в Сибири), я хотел предложить свои решения по аварийной устойчивости гидрогенераторов. Но они оказались никому не интересны, Даже пострадавшей Саянской ГЭС. Предлагаемые решения могли выстоять при подобной аварии и станция была бы цела. Проблема конструкторской безопасности гидрогенераторов, особенно на высотных плотинах, это важнейшая государственная задача. Решить ее можно и нужно только с привлечением самых передовых инженерных сил на базе современных достижений. Дамские КБ при заводах исключаются. Работа должна быть выполнена на уровне ОКР с заделом на 40-50 лет. Главный критерий - безопасность. Результаты этой работы можно тиражировать. Однако увлекся, за кого стал работать……
Весы подразумевают 2 чашки. Вот, о второй стороне хочу добавить. Некоторое время назад слушал по ТВ самоуверенные слова директора КрасГЭС, относительно, что все настолько спокойно и хорошо, и все под волшебным контролем относительно весенних паводков, что стало тревожно за такое спокойствие и гордость. Сказано: перед падением возносится сердце человека (Библия.).
Катюша, а задачи чему то учить сейчас нет. Сейчас главное в образовании срубить денег и все. А что это новость? Сказка и пиар это для маленьких и глупеньких. Или это не видно?
Мнение независимого инженера.
Государственной комиссия по расследованию причин аварии не хватило одного года для завершения работы. Напрашивается вопрос - почему? Ответ банален. Необходимо было надежно спрятать истинную причину аварии.
Я не государственный представитель, чутко улавливающий ситуацию за хорошие деньги, я инженер конструктор с предельным стажем работы, решивший много производственных задач. Изобретатель СССР.
Результаты аварии известны, их можно посмотреть в интернете. Многотонные агрегаты станции рассыпались как карточные домики, станция целиком вышла из строя. Причины? Не нужно многомесячных трудов уважаемой комиссии и многих ее томов для того, чтобы их обозначить. Плотина Саянской ГЭС высотная, уникальная. Говорят, что это наш ответ американцам, которые построили первыми высотную плотину Гувера в тридцатые годы. Мы не лыком шиты и показали свою «кузькину мать». Наша плотина и длиннее и мощнее. Американцы по-нашему народ простоватый: на весь мир заявляют, что бетон плотины еще не остыл, ставят фильмы про террористов в этом опасном месте. Кстати не так уж и плохо. Чтобы население не расслаблялось. Мы (СССР) - полная противоположность: все секретно, все шито-крыто, только ура-ура.
Оставим это и вернемся к самому главному – к проекту станции и ее агрегатов. Первое. Это нельзя назвать просчетом, это отдает какой-то глобальной инженерной глупостью. Уникальная станция, построена за колоссальные народные деньги по так называемой системе «домино»(!). Авария на одном гидрогенераторе автоматически выводит из строя всю станцию. Кто эти деятели, которые, видимо, посчитали, что аварий не бывает вообще, особенно у них. Любой в меру грамотный человек знает, что человечество еще не придумало таких машин. Второе. Перейдем к конструкции гидроагрегатов. Их 10 штук на станции. Конструкция этих огромных уникальных машин совершенно не отвечает современному уровню безопасной работы и тем более непригодна для аварийной ситуации. Конструктивные решения этих агрегатов весом за 1000 тонн по этим параметрам просто наивны. Это случилось потому, что конструкция гидрогенератора давно превратилась в динозавра техники. Машина за последние 50 лет практически не изменилась. Дело дошло до такой рутины, что разрабатывают их женские КБ. Мужикам с их творческими амбициями там делать нечего.
Чтобы не быть голословным критиком, рассмотрим коротко конструкцию гидрогенератора. Гидрогенератор это огромная электрическая машина более 10 метров в диаметре. Такую не изготовишь целиком и не привезешь на место. Статор в основном делают из шести частей - т.н. «шестерок". Ротор - огромное колесо велосипеда со спицами. Вал ротора состоит из нескольких частей. Нижний конец вала проходит через крышку. Крышка запирает воду под напором 20 атмосфер. Давление на крышку несколько тысяч тонн. Под крышкой турбинное колесо. Вода на турбинное колесо подается по водоводу диаметром около 9 метров с высоты около 200 метров. В идеальных условиях (так часто создаваемых в уютных кабинетах) все хорошо. Вода течет, машина крутит. Но, есть: человеческий фактор, качество изготовления, сейсмические явления, особенно в зоне горных пород, а также ныне модный - грамотный терроризм и т. д. и т. п.
Авария! Причина - какая разница. Может, оторвался полюс, ротор задел за статор и прочее. При этом обязательно произойдет зацеп ротора о статор или удар ротора о статор. Кинетическая энергия 800 тонного ротора огромна. Энергия тяжелой бомбы. Удар мгновенно разрушит статор на «шестерки». Болты, скрепляющие их, не более чем спички под ударом форварда. Далее события развиваются драматически. Так как верхняя опора ротора крепится к статору, она исчезает с его развалом. Беснующийся тяжелый ротор под ударами «шестерки» становится гигантским волчком на одной нижней опоре. А эта опора расположена в самой опасной детали - крышке, находящейся под огромным напором воды. Шпилькам крышки можно только посочувствовать, сколько секунд они могут выдержать. Ротор выворачивает крышку и она как огромный поршень выбрасывает тысячетонный ротор с турбиной в машинный зал станции, где он крушит все вокруг. Станции конец со всеми ее агрегатами. Поэтому многотомные заключения на уровне «знаете, понимаете», а также копание в частотных гармониках - не более чем чесотка на голове под ударом гильотины.
Король голый и остается голым до сих пор. Дамские КБ при заводах продолжают рожать динозавров. Наш президент просил обращаться к нему напрямую по важным проблемам. Зная, что в нашей системе это самый радикальный путь, мы обратились. Система сработала как в старые добрые времена. Нам со всех сторон - от РУС-Гидро до Саянской ГЭС предложили наши решения направить тем, кто все это «изобрел». Скучно. В мире такие проблемы решают по-другому. Пример. Во время второй мировой войны немцы топили транспортные пароходы «Либерти», с помощью для СССР, быстрее, чем их производили. Нужно было увеличить их выпуск в несколько раз. Кораблестроители сказали, что это невозможно. Задачу решили специалистами из других областей техники.
Хорошо зная конструкцию гидрогенераторов (мы их выпускали в Сибири), я хотел предложить свои решения по аварийной устойчивости гидрогенераторов. Но они оказались никому не интересны, Даже пострадавшей Саянской ГЭС. Предлагаемые решения могли выстоять при подобной аварии и станция была бы цела. Проблема конструкторской безопасности гидрогенераторов, особенно на высотных плотинах, это важнейшая государственная задача. Решить ее можно и нужно только с привлечением самых передовых инженерных сил на базе современных достижений. Дамские КБ при заводах исключаются. Работа должна быть выполнена на уровне ОКР с заделом на 40-50 лет. Главный критерий - безопасность. Результаты этой работы можно тиражировать.
Однако увлекся, за кого стал работать……
Мир вам.
Кого и чему они научат?