Повлиял ли коронавирус на исследования в СФУ?
Если говорить в целом про исследовательский процесс в университете, то в отличие от образовательного процесса радикальных изменений в него вносить не пришлось. У нас были обязательства по грантам, да и нельзя остановить научную мысль, поэтому просто были приняты необходимые меры, связанные с социальной дистанцией и с некоторыми ограничениями по доступу в лаборатории. Другое дело, что возникли сложности при работе с фондами — часть конкурсов были перенесены на осень, поэтому многие университеты, конечно, недополучили средств, на которые рассчитывали.
Больше всего пандемия повлияла на международную коммуникацию. Мы перешли в удалёнку, поддерживали связь, писали совместно статьи, но физические контакты у учёных разных стран отсутствовали. Пришлось, безусловно, перенести или перевести в гибридный формат (или полностью в удалённый формат) конференции, которые регулярно проводил университет. В этом году из 12 титульных конференций очно мы провели только 4, остальные прошли в онлайнформатах, а какие-то переехали на 2021 год.
В такой сложной ситуации нам пришлось укреплять научную инфраструктуру и материальную базу. Во-первых, мы серьёзно укрепили «цифру», усилили ВКС-платформы (системы видеоконференцсвязи), воспользовались предложениями от гигантов — Google, Zoom, когда они бесплатно давали свои пакеты.
У нас был парк свободных компьютеров, мы раздали их тем учёным, кто вынужден был работать дистанционно, но не имел своего компьютера. Оказалось, что такие есть даже в наше время. До конца года планируем усиление этой части.
В самый разгар пандемии мы приняли достаточно смелое решение открыть новую научную лабораторию по искусственному интеллекту. Средний возраст её сотрудников 25 лет. Это достаточно уникальное событие, потому что университет — консервативная структура. Однако мы посмотрели на результаты молодёжи, предложили написать дорожную карту развития — родился межнациональный коллектив — 3 молодых исследователей из России, один — из Ирака. У них в работе несколько научных направлений. Ключевое — так называемое компьютерное зрение — анализ снимков. Причем не важно каких: от снимков лесных массивов, полученных с помощью дронов, до рентгенограмм и КТ грудной клетки для оперативной диагностики поражений, вызванные Covid-19.
Ещё один научный проект, который получил развитие, несмотря на пандемию, мы реализуем совместно с СпбГУ. Это оценка результатов интеллектуальной деятельности на основе технологии блокчейн. Проект называется EDEMES, он финансируется по линии РВК (научно-технологические инициативы), и предусматривает формирование цепочек управления данными от «сырой информации» с условного микроскопа, до получения результата интеллектуальной деятельности на ее основе ученым.
Мы активнее стали обращать внимание на проблемы города. Например, создание умных светофоров, формирование облика городской среды или вопросы сохранения наследия и проведения археологических раскопок в районах, где в соответствие с планами города должно начаться крупное строительство.
Какие научные направления в университете можно отнести к ведущим?
Нам удалось удержать большинство направлений, которые активно развивались в базовых вузах, вошедших в состав СФУ. К топовым научным направлениях, по которым СФУ знают в стране и мире можно отнести радиофизику и фотонику, биология (биотехнологии и гидробиология). Экологическая тема заявлена в университете достаточно крепко. В области дендроэкологии — у нас работает очень серьезная плеяда ученых, изучаются климатические изменения, состояние лесов, датировка исторических памятников деревянного зодчества.
Наша классика — металлургия, новые сплавы. За счет поддержки Минобрнауки и Минпромторга РФ в коллаборации с другими организациями города созданы уникальные высокопрочные сплавы для применения в автомобильном транспорте и судоходстве, разработана сверхмощная энергоэффективная технология получения алюминия, разработаны технические решения по снижению содержания водорода в сплавах. В металлургии наши учёные тоже очень заметны.
Из новых направлений, которые появились и стали развиваться уже в СФУ — генетика. Мы первыми расшифровали геном лиственницы. Есть у нас и совместная лаборатория по генетике с ФМБА. Там ведутся исследования в области рака крови и некоторые другие. Из новых также квантовая физика и искусственный интеллект.
Значительная доля наших научных исследований связана с ОПК. По объему НИОКР в этой области мы резко выделяются на общем фоне университетов России.
Участвует ли СФУ в нацпроектах?
Мы участвуем в национальных проектах «Наука», «Образование», «Экология». Нацпроекты, в частности, нацпроект «Наука» — это фактически сформулированная государством заявка на то, что сейчас востребовано. Задача университетов и академических институтов включаться в эту работу. Кроме того, не участвуя в нацпроектах, университет не получит проектные средства. А пребывая только на текущем финансировании рассчитывать на развитие не приходится. В рамках нацпроектов мы создали региональный математический центр. Сейчас отправляем заявку на инжиниринговый центр. Надеемся войти в федеральные проекты по коммерциализации интеллектуальной деятельности.
Какое прикладное значение имеют открытия и разработки учёных СФУ для жителей Красноярска? Енисейской Сибири?
Военные делают системы связи для спутников (системы ГЛОНАСС), это очень важная государственная задача. Наши металлурги разрабатывают сплавы для кораблей. Решаем и социальные задачи— например, недавно тестировали снюс (жевательный табак), и дошло до того, что табачная компания, которая его импортирует, написала нам претензию, но в итоге ретировалась. Наше исследование было сделано по просьбе депутатов, поэтому вылилось в законопроект, и какое-то количество детей мы уберегли. К нам обращаются правоохранительные органы, если нужно доказать, что древесина из такого-то района и срублена незаконно. Мы проводим экспертизу дорожных реагентов. И экспертизу качества дорожного полотна в целом — есть целая передвижная лаборатория, которая позволяет дать заключение насколько хорошо построена дорога и долго ли продержится асфальт.
Мы дистанционно проводим исследование по зондированию земли, например, следим за качеством посевов. Или миграцией оленей на Севере. По сорбентам у нас в университете хороший задел, порядка 15 патентов. По просьбе правительства края отправились в экспедицию к месту разлива дизельного топлива в Норильске. Взяли пробы грунта, воды, и будем вести мониторинг этой территории в дальнейшем.
СФУ известен своей популяризаторской активностью. Ежегодно здесь проходят десятки научных мероприятий, дающих всем желающим от мала до велика прикоснуться к науке, например, NAUKA 0+ или Большой лекторий. Как изменился этот формат в период пандемии?
Ситуация меняется. Ещё недавно закрытие Всероссийского фестиваля NAUKA 0+, который открывали в Москве и который проехал по нескольким городам страны, должно было проходить в СФУ. Но сейчас этот фестиваль науки переехал в онлайн. Правда, от зрелищности мы не отказались — например, завершится он в конце ноября классным световым шоу, мы запустим 500 дронов. Не буду раскрывать всех секретов, но мы рассчитываем удивить горожан.
Что касается большого лектория, то это очень серьезный проект, нетривиальный. Конечно, много где в университетах проходят публичные лекции, но у нас с самого начала стояла задача не просто прочитать для внешних людей одну научно-популярную лекцию, мы готовим целый блок, связанный с актуальными проблемами науки, общества. И называется он соответственно «Большой лекторий СФУ». Этот проект для университета является титульным в области научно-популяризаторской работы, мы приглашаем ведущих ученых. Сейчас с учётом пандемии всё удаленно, но здесь удалённая работа только в плюс, потому что мы можем пригласить к себе тех, кого раньше нужно было везти, — и кто мог бы отказаться (у некоторых популярных ученых график расписан на год вперед ).
Будет ли меняться «научный профиль» университета в будущем?
За 14 лет научная деятельность университет окрепла, приобрела свой рисунок. Сегодня мы сочетаем лучшие достижения университетов, вошедших в СФУ, но не останавливаемся на достигнутом. Мы будем вводить новые научные направления. Вынуждены это делать — научный мир очень динамичен.
Вот что будет меняться точно, то это форматы. Прежде всего, речь идёт о коллаборационном характере науки. Мы хотели бы за счёт объединения научной мыли и ресурсов развивать потенциал учёных Енисейской Сибири. Есть у нас биологи хорошие, есть в Медицинском университете хорошие медики. Прекрасно — можно делать что-то совместное. Есть у нас с вами Аграрный университет, есть в СФУ база, связанная с ботаническим садом, есть в Академии наук агротематика — вот хороший треугольник, чтобы создавать науку, которая позволит вести фундаментальные исследования и вполне прикладные задачи решать. А протестировать их можно, скажем, на базе Тувинского государственного университета.
Ещё один тренд, в русле которого мы намерены двигаться, — мультидисциплинарность. Сейчас даже диссертации защищают на стыке, например, лингвистики и медицины. Или истории и экологии. Мировая наука движется в сторону пересечения дисциплин.
Также мы понимаем, что федеральный университет должен менять характер индустрий, сложившихся в регионе и решать региональные задачи. Мы хотим быть полезны компаниям, присутствующим в регионе. И активно с ними работаем.
Сейчас мы пишем Программу развития университета на несколько лет вперед. Подходы к организации научной работы, приоритеты, цели и задачи — все это войдёт туда и станет нашими ориентирами. В скором времени она будет представлена публично.
Беседовала Анастасия Гнедчик специально для интернет-газеты Newslab,
фото предоставлены пресс-службой СФУ
Хотите узнать больше об СФУ? Newslab подготовил сразу несколько увлекательных спецпроектов: о лучших лабораториях университета, иностранцах, которые там успешно учатся, и о музее вуза, в котором много тайн и артефактов.