Вторая жизнь моста
Когда-то в центре Красноярска был железобетонный пешеходный мост, соединяющий два здания ансамбля, созданного когда-то архитектором Арэгом Демирхановым — музейный центр «Площадь мира» и Красноярскую краевую филармонию. В 2015 году пешеходный мост пришлось снести, поскольку его износ составлял около 85 % и опоры начали разрушаться.
О планах возведения на том же месте нового моста заговорили сразу после сноса — было разработано несколько проектов, при оценке которых мнения простых горожан, строителей и архитекторов не всегда совпадали.
Весной 2021 года на месте строительства и вовсе начались археологические раскопки: ученые обнаружили древний кабак и более 1000 артефактов каменного века. В итоге строительные работы все же начались в срок, и теперь новый мост планируют завершить в декабре 2021 года.
Сегодня губернатор Красноярского края Александр Усс посетил стройплощадку нового моста и провел выездной штаб, в ходе которого мэр Красноярска Сергей Ерёмин доложил о ходе работ. В итоге глава региона, ещё в феврале 2020 года дававший поручение городской администрации ускорить работу, остался доволен увиденным.
«Все работы идут по плану, и у меня нет никаких сомнений в том, что мост будет построен в срок. В этом году красноярцы смогут оценить его не только как элемент пешеходной инфраструктуры, но и как арт-объект. Считаю, что новый надземный переход станет еще одной изюминкой Красноярска и будет визуально перекликаться с другим вантовым мостом по соседству — Виноградовским. Предлагается его назвать „Арфа“, поскольку так называются его вантовые крепления», — сказал губернатор.
В чем изюминка нового моста?
У нового моста есть несколько преимуществ перед старым — он не только легче, но и держится на вантах, поэтому ему не нужна подпорная колонна. Это важно, поскольку для колонны потребовалось бы отнять 6 метров у проезжей части, тем самым лишив этот участок улицы Карла Маркса двух полос.
Ширина моста «Арфа» составит 6 метров, длина — 65,9 метров, плюс лестничные сходы длиной 4 метра.
Сергей Ерёмин в беседе с журналистами отметил, что новый мост наконец-то свяжет эту часть центра города воедино.
«Мы живем в мегаполисе — а в мегаполисе важно формировать комфортное пространство, удобное для человека; в противном случае городская среда становится большой проблемой и портит качество жизни горожан. Этот мост свяжет в единый архитектурный и световой ансамбль площадь у БКЗ и набережную Енисея возле музейного центра , а помимо этого — поможет соединить эти общественные пространства в единую пешеходную зону. Уникальный объект будет выполнен из алюминия, производимого здесь же, в Красноярске, — можно сказать, это наш производственный бренд», — сказал мэр Красноярска.
На данный момент объект готов на 25 %: выполнены работы по вдавливанию 23 свай и их статическому испытанию, выполнена часть опор, ведутся работы по сборке пролетного строения моста, устройству насадок опор и фундамента опоры.
Как КраМЗ помогает городу с мостами
В конструкции нового моста более 4000 разных деталей, и большая их часть сделана из алюминиевого сплава производства Красноярского металлургического завода. «Арфа» — четвертый по счету алюминиевый пешеходный мост Красноярска, до него в городе появились:
- мост через улицу Партизана Железняка в районе «Кристалл Арены»;
- мост через улицу 9 мая в районе «Арены Север»;
- мост через Николаевский проспект в районе остановок «Сопочная» и «Радищева»;
Изготовление мостов из алюминиевого сплава 6082 позволило в шесть раз уменьшить вес конструкций по сравнению с железобетонными мостами. Примечательно, что если для Красноярска КраМЗ произвел всего четыре моста, то для стран Европы — намного больше, поскольку там алюминиевое мостостроение распространено сильнее, чем в России.
Например, в 2021 году предприятие заключило экспортный контракт на поставку в Германию 50 алюминиевых мостов. В январе мостовые конструкции длиной 13 метров были отгружены заказчику.
Новая жизнь завода
Во время посещения завода Александр Усс отметил, что КраМЗ сегодня переживает «второе рождение» благодаря проекту «Красноярской технологической долины» — территория завода станет базой для создания Особой экономической зоны промышленно-производственного типа, призванной за счет налоговых льгот и сниженных цен аренды привлечь в Красноярск частных инвесторов.
Заместитель директора алюминиевого дивизиона «РУСАЛа» Александр Дроздов рассказал, что предприятие успешно развивается в последние годы, и может выйти на новый уровень благодаря сотрудничеству с резидентами ОЭЗ.
«Я напомню, что в советское время здесь работало 12 тысяч человек. Сейчас — всего 3 тысячи... но за последние годы благодаря новым инвестициям в развитие КраМЗа и заказам для строительства, пищевой промышленности и других отраслей — завод развивается. Новые предприятия технологической долины позволят нам увеличить количество рабочих мест, количество поступлений в бюджет края. „РУСАЛ“ поддерживает развитие технологической долины, поскольку сам заинтересован в том, чтобы алюминий использовался для производства внутри страны, а не уезжал за границу в виде сырья», — подчеркнул Дроздов.
Особая экономическая зона официально появилась в Красноярске в декабре 2020 года, согласно постановлению правительства РФ, она входит в инвестпроект «Енисейская Сибирь». Создание ОЭЗ означает развитие новых высокотехнологичных производств продукции с высокой добавленной стоимостью — именно ее должны выпускать предприятия, желающие стать частью «Красноярской технологической долины».
Технологическая долина будет развиваться на свободной территории севернее Красноярского металлургического завода. На территории есть выход к железнодорожным путям, возможности оборудования зон погрузки товаров, технологического подключения будущих объектов к коммунальным сетям. А также есть огромные площади, которые долгое время пустовали без дела.
Глава Советского района Дмитрий Дмитриев отметил, что благодаря появлению технологической долины Советский район также получит серьезное развитие.
«Как уже говорилось, появятся новые рабочие места — и жить новые сотрудники будут, скорее всего, либо в Зеленой Роще, либо в Солнечном; так уж сложилось. Кроме того, „РУСАЛ“ планирует строить жилье для своих работников — также на территории района. Мы сотрудничаем с „РУСАЛом“ уже не первый год по благоустройству района — например, ремонту дворов. Можно предположить, что с увеличением числа рабочих будет прирастать и объем поддержки», — считает Дмитриев.
Таким образом, на примере моста «Арфа» можно видеть, какие бонусы получает Красноярск при развитии местного производства. С появлением все новых резидентов в «Красноярской технологической долине» город может рассчитывать на все больше преимуществ, включая новые рабочие места.
Интернет-газета Newslab, фото: Александр Черных