Зачем школам технологии?
Нацпроект «Образование» — один из самых объемных в России. В рамках его подпрограмм в Красноярском крае строят новые школы, проводят профориентацию выпускников и создают в сельских территориях образовательные центры «Точка роста», где дети могут углубленно изучать точные науки.
Есть у нацпроекта и еще одно направление: обеспечение образовательных учреждений современным оборудованием. Например, в этом году министерство образования края закупило более 1800 единиц цифровой техники для школ региона: речь о ноутбуках и лазерных принтерах, которые будут использовать учителя и ученики на уроках.
«Мы приступили к реализации регионального проекта „Цифровая образовательная среда“ нацпроекта „Образование“. С сегодняшнего дня мы начали выдавать технику школам. Она расширяет возможности учащихся в реализации образовательного процесса в рамках общего образования, но ни в коем случае не заменяет его. Любая цифровая техника — это прежде всего инструмент, который позволяет ученику получать больше знаний на уроках с учителем», — рассказала Светлана Маковская, министр образования Красноярского края.
В Красноярском крае новое оборудование поступит в 97 школ в 57 муниципалитетах для внедрения цифровой образовательной среды. Общая стоимость всей закупки — 111 млн рублей, из которых 105,4 выделено из федерального бюджета.
В региональный проект «Цифровая образовательная среда» входит также обеспечение школ высокоскоростным интернетом, обучение педагогов работе с техникой, а также использование российской образовательной платформы «Моя школа». К 2023 году в ней будут работать все образовательные учреждения страны.
Светлана Маковская подчеркнула, что новые технологии нужны, чтобы усовершенствовать образовательный процесс — но никак не для замены традиционной формы обучения «учитель-ученик», которая в любом случае будет главной. Кроме того, в образовании теперь будет акцент на патриотическом воспитании: уроки, посвященные Великой Отечественной войне, поднятие флага и исполнение гимна РФ каждую неделю.
Ноутбуки и математика
Красноярский край одним из первых начал выдавать новое оборудование школам, пока они готовятся к новому учебному году. Современная цифровая техника должна помочь повысить интерес учащихся к самообразованию и саморазвитию, и даст возможность детям изучать новые технологии и применять их в учебном процессе. Школьники смогут участвовать в видеоконференциях и подключаться к различным телемостам.
Кроме того, в России существует социальная сеть «Сферум», предназначенная только для школ: здесь ученики и учителя могут общаться; дети удаленно получают домашнее задание, а родители — участвуют в онлайн-собраниях. Естественно, для всего этого необходимы компьютеры.
Не так давно школа № 152 в Советском районе Красноярска получила свою партию ноутбуков. Учитель математики Лариса Анкудинова рассказала, как новая техника поможет изучать ее предмет.
«Сейчас в образовании ставки делаются на метапредметные умения, то есть на умения ребенка работать самостоятельно. Ноутбуки помогут нам с ребятами быть на одной информационной волне. А образовательный план с их помощью можно построить так, что все дети будут одновременно усваивать новый материал, им не потребуется что-то объяснять дополнительно. Программы, которые мы будем использовать на уроках, помогут школьникам развиваться творчески, научат их анализировать, сопоставлять и доказывать факты», — рассказала учительница.
Другой подход
Вообще цифровизация в Красноярском крае гораздо раньше пришла не в школы, а в сферу дополнительного образования. Например, в краевой столице есть Центр цифрового образования детей «IT-Cube.Красноярск», но еще раньше первый в регионе IT-Cube появился в Норильске — в декабре 2020 года.
На базе IT-Кубов дети могут бесплатно обучиться всему, что связано с высокими технологиями. Среди курсов есть следующее:
-
Материалы по темеВиртуальная реальность, современное искусство и лекции экспертов Microsoft: за что норильские школьники полюбили образовательный центр IT-КубЦифровое образование за полярным кругом
работа с растровой и векторной графикой;
- технологии виртуальной и дополненной реальности;
- принципы работы искусственного интеллекта;
- 3D-моделирование;
- робототехника;
- разработка мобильных приложений на Java;
- программирование на языке Python;
То есть если школы учат детей самостоятельно работать с информацией, то сфера дополнительного образования может дать уже вполне конкретные навыки, которые пригодятся в вузе и в будущей работе. Помимо IT-кубов, этому помогают технопарки «Кванториум» в Ачинске и Красноярске.
В министерстве образования подчеркнули, что в итоге любая современная технология расширяет возможности школьников для получения качественного образования — будь то цифровизированный формат школьных занятий или же технологичный центр дополнительного образования.
Интернет-газета Newslab,
фото Алины Ковригиной