Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Особенный — не равно «плохой»: как в Красноярске помогают семьям с детьми-аутистами

«Особенный — не равно «плохой»: как в Красноярске помогают семьям с детьми-аутистами

29.12.2022
0
Фото: freepic.com

Чаще всего заболевание диагностируют у малышей до 3-4 лет, но первые признаки отклонений в некоторых случаях можно заметить уже на первом году жизни. Общего лечения патологии не существует: специалисты разрабатывают индивидуальные методы коррекции аутизма у детей, отталкиваясь от состояния конкретного случая.

Растет число случаев именно «атипичного» аутизма, когда из трех обязательных при диагнозе симптомов есть всего один или два. Есть дети с тяжелыми задержками психоречевого развития, с сенсорно-моторной алалией, когда нарушено понимание речи, отсутствует или плохо развита разговорная речь — там тоже иногда присутствуют аутистические черты, но это не истинный аутизм: когда на фоне лечения отмечается улучшение в психоречевом развитии, то сглаживаются, а иногда и полностью исчезают аутистические черты.Основные признаки аутизма:

  • нарушение коммуникации: ребенок не поддерживает диалог, не смотрит в глаза, игнорирует вопросы;
  • нарушение социального взаимодействия: ребенок не играет со сверстниками, не может адаптироваться к детскому саду;
  • стереотипная деятельность — повторяющиеся движения руками, зацикливается на одном и том же.Поэтому при появлении тревожных признаков родители должны обратиться к педиатру или неврологу в детской поликлинике по месту жительства или же к врачу-психиатру.

Тут очень важно не медлить: чем раньше начата работа, тем лучше результат. При активной психолого-педагогической коррекции аутистические черты сглаживаются быстрее, и психическое развитие происходит нормативно. Есть дети, у которых к 18 годам аутистические черты практически полностью исчезают. Также важно понимать, что аутизм невозможно вылечить лекарствами. Препараты назначаются только для того, чтобы лучше протекала психолого-педагогическая коррекция. Чтобы, к примеру, снизить излишнюю возбудимость, агрессию. Нужны занятия с логопедом, психологом, дефектологом — в первую очередь для развития коммуникативной сферы такого ребенка.

Причина аутизма до сих пор неизвестна. Даже врачи не всегда могут ответить, почему одни плохо адаптируются к окружающему миру, а другие, наоборот, обладают особыми способностями. Например, американский изобретатель и миллиардер Илон Маск недавно рассказал о том, что у него есть синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра.

Более склонны к расстройству аутического спектра мальчики: они сталкиваются с заболеванием в общей сложности в два-три раза чаще, чем девочки. Ученые объясняют это лучшими коммуникативными способностями женского пола, из-за чего слабо выраженные формы аутизма могут быть попросту не замечены.

Фото: unsplash.com

Не бояться, а бороться

Обнаружить у ребенка какое-либо заболевание — один из самых главных страхов для любой мамы. Таким родителям приходится становиться настоящими профессионалами, чтобы помочь своему ребенку. Ирина Скрипникова — мама особенного ребёнка, которая приняла решение посвятить свою жизнь помощи другим семьям. Сейчас она помогает родителям детей с расстройствами аутистического спектра справиться с теми трудностями, которые она сама когда-то испытала.

Ирина — председатель Красноярской региональной общественной организации «Общество содействия семьям с детьми-инвалидами, страдающими расстройствами аутистического спектра «Свет надежды» и участник проекта «Медиашкола НКО: Лидеры социальных изменений в медиапространстве», поддерживаемого Фондом президентских грантов. КРОО «Свет надежды» объединяет родителей детей с расстройствами аутистического спектра и специалистов, оказывающих им помощь и поддержку. Ирина по образованию юрист и сама готовит документы для грантов:

«Почти все выделенные средства идут на зарплату специалистам, которые занимаются коррекционной работой, — это педагоги-психологи, дефектологи, логопеды. На нашей площадке мы работаем и в рамках прикладного анализа поведения, потому что, если у ребенка нет навыка воспринимать информацию, нет пока речи, опыта взаимодействия с детьми — а некоторые боятся чужих людей, то он даже при сохраненном интеллекте не сможет учиться в школе. Там не будут создавать специальные образовательные условия под каждого ребенка».

Занятия проходят на площадках центра Красноярской региональной общественной организации «Общество содействия семьям с детьми-инвалидами, страдающими расстройствами аутистического спектра» «Свет надежды».

Фото: unsplash.com

Как вовремя заметить признаки аутистического расстройства? Ирина Скрипникова заметила в своем сыне необычное поведение еще до его поступления в детский сад — у ребенка не получалось одеваться, хлопать в ладоши, нарушился навык питания. Ирина обратилась к врачам, но, как часто бывает, врачи отмахнулись обычной фразой: «у мальчиков бывают задержки речи, пойдет в садик, адаптируется». В частном детском саду ничему мальчика научить не смогли, а вот в следующем заведующая порекомендовала обратиться к психиатру.

В поисках помощи Ирина обошла всех неврологов и педагогов в городе — так она узнала про методику прикладного анализа поведения. В целом, это единственный метод психологической коррекции, который работает с такими детьми и может помочь в их социализации настолько, что в дальнейшем они почти ничем не будут отличаться от «обычных» людей. При его использовании путем многократного повторения и закрепления нужных навыков с педагогом ребенок адаптируется к окружающему миру.

Нам всем нужна инклюзия

Ирина Скрипникова также является куратором семейной приемной ВОРДИ по направлению «Образование. Инклюзия». «Дети моих друзей, здоровые дети, общаются с моим ребенком-аутистом с пеленок на равных. Хочется такой инклюзии для жизни своих детей, которая будет везде и повсюду. Всем нужно общение, нужно общество», — говорит Ирина.

Инклюзия — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, ведь каждый в нашем непростом мире нуждается в понимании и внимании. Смысл инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении — это незаменимый опыт коммуникации, социальной включенности и применения социальных навыков в естественной среде общения.

Просто появление особого ребенка в образовательной среде обычного общеобразовательного учреждения и его самостоятельная адаптация к этой среде будет интеграцией, а не инклюзией. Соединение детей с нарушением речи и без речевых нарушений в одну группу тоже инклюзией не назовешь. На уровне интеграции происходит в основном подготовка самого ребенка с особенностями в развитии к адаптации в социуме. При переходе к инклюзии к этому добавляются структурные изменения и подготовка всех окружающих детей и взрослых к принятию ребенка с любыми особенностями.

Инклюзия — это не только пандус и вообще не только доступная среда, не только разговор про детей с особенностями развития. Каждый человек в нашем мире уникален, у всех нас есть особенности. Мы все разные. Принятие этой разности и будет признанием индивидуальности. Каждый ребенок — это личность. И если ребенок особенный, его особенность не должна превратиться в проблему для него и его семьи. Социум должен понять и принять человека таким, какой он есть, потому что инклюзия — это прежде всего принятие.

Фото: unsplash.com

Особенный — не равно «плохой»

Нам зачастую не хватает знаний и терпения, чтобы заглянуть в мир таких детей и бережно, с любовью и пониманием, на которые вправе рассчитывать любой человек, адаптировать их к жизни в нашей среде. Это не просто сложно, но еще и очень дорого: необходимы постоянные занятия со специалистами. С такими детьми только остановишься — и есть риск того, что исчезнут все навыки, которые они освоили с трудом.

Но и в организации для родителей детей с непростым диагнозом останавливаться не планируют. Их мечта — создать в дальнейшем ресурсный класс, где будут созданы все условия для обучения. Особое пространство в обычной школе, где с детьми работают тьюторы, а еще есть комната психологической разгрузки — таким детям жизненно необходима возможность посидеть в тишине. Такая «мягкая» инклюзия — когда можно учиться в обычной школе, но в своем темпе, общаясь с «обычными» детьми. Жизнь человека с расстройствами аутистического спектра по своей полноценности может почти ничем не отличаться от нашей. Если мы найдем возможности и желание помочь им.

Если вы хотите помогать или вашей семье нужна помощь или консультация, вы можете связаться с Обществом содействия семьям с детьми-инвалидами, страдающими расстройствами аутистического спектра «Свет надежды», через форму обратной связи на сайте autism24.ru или по телефону +7 902 923-86-06.

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать