Всё по полочкам
Многие будто бы спонтанные покупки происходят вовсе не случайно. К ним вас умело подталкивают мерчендайзеры, которые раскладывают на полках товары так, чтобы вы в первую очередь купили именно то, что им нужно продать. И потратили бы больше денег.
Например, хлеб, молоко и другие продукты первой необходимости обычно располагаются в глубине магазина, да еще и в разных углах. По дороге к ним вы замечаете и берете с собой что-то еще — пакет сока, банку шпротов, носки или прихватку. А около кассы поджидают жвачки и шоколадки, и «ваш внутренний ребенок» или тот, с которым вы забежали в магазин после детского сада, начинает выпрашивать эти сладости, пока вы стоите в очереди.
У магазинов одежды — тоже свои уловки. Они вешают рядом сочетающиеся по цвету и стилю вещи: например, рубашку и подходящие к ней брюки. Туфли ставят рядом с сумками. А перед кассой выкладывают целую россыпь украшений, платков и косметичек. И вот вы уже выбрали не только ботинки, за которыми пришли, но и пять пар носков, очередной водоотталкивающий спрей, а пока стояли в очереди — прихватили ремень.
Онлайн-магазины используют свои приемы. Например, напоминают, что вы заказывали раньше. Или выносят товары со скидкой на самое видное место, чтобы они все время бросались в глаза. Даже если вещь не очень-то нужна, велик соблазн купить ее только из-за выгодной цены.
Как избежать лишних трат:
- Составьте список необходимых товаров и строго его придерживайтесь.
- Заранее посчитайте, сколько примерно вы собираетесь потратить. Не выходите за пределы бюджета. Если вы привыкли расплачиваться наличными, не берите с собой больше, чем нужно.
- Не ходите по магазинам на голодный желудок. Когда вы хотите есть, рискуете купить даже то, что вам не нужно.
- Перед шопингом одежды и обуви проведите ревизию гардероба. Соберите готовые комплекты: так вы поймете, чего вам действительно не хватает, и сможете устоять перед покупкой очередного свитера вместо необходимой рубашки.
- Не берите на входе корзинку или тележку, когда заскочили в магазин всего за парой продуктов. Пачку риса и банку кофе вы и так донесете до кассы. А если руки будут заняты, не будет соблазна купить что-нибудь ненужное.
- Не ленитесь заглядывать на нижние или верхние полки: часто там стоят товары по более выгодной цене, чем на уровне глаз.
- Перед оплатой еще раз сверьтесь со своим списком. Возможно, часть товаров попала в корзину лишь благодаря уловкам маркетологов.
- Когда есть сомнения, не покупайте вещь сразу, дайте себе время подумать. Сравнивайте аналоги и цены в разных торговых сетях. Проверьте, можно ли заказать приглянувшиеся джинсы в интернете по более низкой цене. Иногда на маркетплейсах удается найти те же вещи еще дешевле. Впрочем, бывают и обратные ситуации.
Эффект дефицита
Иногда продавцы создают видимость нехватки продукта, чтобы повысить его ценность в ваших глазах. Например, в интернет-магазине рядом с товаром появляется пометка, что он последний. Или онлайн-агрегатор отелей показывает, что номер в гостинице на интересующие вас даты одновременно просматривают еще пять человек. Это заставляет волноваться, что вас опередят другие люди.
Еще один похожий прием — объявление, что до конца действия скидки, акции, распродажи осталось всего несколько дней. Некоторые интернет-площадки для убедительности даже добавляют таймер, ведущий обратный отсчет. Тут покупатель боится упустить не товар, а свою выгоду. Ведь через несколько дней станет куда дороже.
Как не попасться:
- Не поддавайтесь ажиотажу. Даже если нужный товар закончится и вы не успеете его купить — наверняка найдется похожий. Не в этом магазине, так в другом. Возможно, даже дешевле. В крайнем случае подождете новых поставок.
- Не оплачивайте спонтанные покупки сразу, особенно если речь о крупных суммах. Сделайте перерыв: например, положите товар в корзину интернет-магазина, а оформление заказа отложите на следующий день. Возможно, через сутки он покажется вам не таким уж жизненно необходимым.
- Не спешите вскрывать копилку, если денег не хватает, а сегодня последний день скидки, например, на понравившиеся онлайн-курсы. Выясните, как часто проводится обучение — возможно, каждые пару месяцев. И вы как раз успеете отложить нужную сумму к следующему набору студентов.
- Главный совет — не торопитесь и руководствуйтесь здравым смыслом.
Мифические скидки и ненужные товары по акции
Разноцветные ценники с перечеркнутой «старой» стоимостью и привлекательными скидками — не всегда гарантия выгоды. В некоторых случаях, чтобы получить максимальный дисконт, нужно быть владельцем премиальной карты этого магазина.
Иногда цена, которую продавец якобы снижает, — просто выдумка. На самом деле товар и раньше стоил ровно столько же, сколько после применения скидки.
Нередко магазины действительно делают дисконт, но не ради благотворительности. Например, стараются освободить полки для новой коллекции. Или пытаются побыстрее сбыть товар, у которого заканчивается срок годности. Нужно помнить об этом и руководствоваться своими интересами.
Как сэкономить:
- Внимательно изучайте, при каких условиях можно сделать покупку по сниженной цене. Если скидку дают только по карте магазина, возможно, стоит оформить ее перед оплатой покупки.
- Проверяйте, пробили ли вам скидку в чеке. Кассир может не учесть ее по невнимательности или сознательно. Обнаружили, что скидку не применили — просите отменить операцию и продать вам товар в соответствии с ценником. Не помогает — грозитесь жалобами в Роспотребнадзор.
- Когда скидки действуют только при покупке нескольких товаров, взвесьте, а нужно ли вам столько. Допустим, пара кроссовок стоит 3 000 рублей, а две — 4 990 рублей. Если в реальности вам необходима всего одна — покупайте только ее. Когда по акции вроде 1+1 продают продукты, обязательно проверяйте срок годности — не испортится ли вторая упаковка, которую вы возьмете про запас.
- Зачастую подписка или абонемент стоят дешевле, если оформлять их сразу на несколько месяцев. Но не всегда такой вариант удобен. Например, годовой абонемент в фитнес-клуб позволяет сэкономить тем, кто ходит на занятия регулярно. Если же вашего спортивного энтузиазма хватает лишь на пару тренировок в месяц, а оставшееся время вы проигрываете притяжению дивана, то лишь потеряете деньги.
- Скачайте специальные мобильные приложения для сравнения цен. Конечно, не всем хочется каждые три дня выискивать, где сэкономить несколько рублей на хлебе или помидорах. Но если речь идет, например, о запасе бытовой химии, вполне разумно отправиться в тот супермаркет, где цена на нее меньше.
- Общее правило — исходите из своих потребностей и возможностей, а не из страха упустить выгоду.
Ценники с девятками
Мозг довольно часто играет с нами в игры и, например, числа «9900» или «29,9» автоматически воспринимает как «9000 с чем-то» или «20 с чем-то». Хотя на самом деле это почти «10 000» или «30».
Продавцы охотно пользуются такой подменой и выставляют ценники с девятками вместо нулей — их товары кажутся более дешевыми, и люди легче соглашаются на покупки.
Что делать:
Округляйте сумму в большую сторону (если, конечно, речь не идет о ставке по депозиту). Это позволит быть более объективным при сравнении товаров.
Выгодный процент не для всех
Этот прием часто используют банки. Например, рекламируют ставку по вкладу до 9,5 %. Но затем выясняется, что такой процент действует только для депозитов больше 500 000 рублей на срок от трех лет. А для меньших сумм и сроков ставка будет 7 %. И лишь при условии, что вы оформите подписку на дополнительные услуги.
По кредитам ситуация обратная — там банк обещает, например, «от 8 %». Но оказывается, что ставка действует по особым льготным программам с господдержкой. Или процент снижают только для заемщиков, которые получают зарплату в этом же банке, и лишь при оформлении дорогой страховки. В итоге кредит обходится вам гораздо дороже, чем вы думали.
Как быть:
- Внимательно читайте все условия договора и приложений к нему.
- Не стесняйтесь уточнять у менеджеров, какие требования нужно соблюсти, чтобы получить ставку, как в рекламе. И как она изменится, если отказаться от дополнительных услуг.
- Посчитайте итоговый доход по депозиту или переплату по кредиту в рублях с учетом всех расходов. Так будет проще сравнить предложения разных банков.
По материалам проекта «Финансовая культура» ЦБ РФ