Выступать и не покалечиться
Я родился в Латвии, прожил 11 лет в Риге, потом еще 9 лет в Новосибирске и 10 — в Красноярске с 2009 по 2019. На какое-то время уехал в Москву, где и познакомился с Независимой федерацией рестлинга (НФР). Сейчас снова живу в Красноярске, вернулся сюда в конце 2021 года, но регулярно летаю на крупные шоу. Рестлинг — моя страсть, но также я работаю организатором мероприятий, ведущим и маркетологом. Попал в индустрию развлечений в 17 лет, начинал с аниматора в ростовой кукле коровы. Работал на ТВК, вел утреннюю передачу, всегда активно крутился в гик-сообществе, стал организатором SuperCon (выставка-фестиваль, бывший Comic Con Siberia).
Рестлинг для меня — тоже важная часть мировой гик-культуры. Еще в раннем детстве я с упоением его смотрел, в Латвии многие вещи показывали раньше чем в России. О Халке Хогане и других великих рестлерах 90-х я узнал в 6-летнем возрасте. Потом, конечно, были «Титаны рестлинга с Николаем Фоменко», которые смотрели все. С появлением в моей жизни широкополосного интернета я возобновил просмотры шоу, узнал, что в России есть своя федерация и, переехав в Москву, задался целью ее найти.
В январе 2020 года я попал на первое в своей жизни шоу НФР и был поражен уровнем подготовки ребят и огорчен организацией (всё было на уровне студенческого КВН, как мне тогда показалось). Но я всё равно пошел в школу рестлинга от Федерации, причем оказалось, что даже в 30 лет начинать учиться не такая уж плохая идея!
Несколько месяцев обучения дали мне бесценный опыт и четкое понимание, что я пацифист и не хочу бить людей. Но могу пригодиться ребятам в другой роли. Как раз в этот момент освободилось место комментатора, плюс я стал помогать в организации.
Теперь я рад, что прошел школу и знаю, что такое быть в шкуре бойца. В нашей стране очень сильно предубеждение перед рестлингом. Только ленивый не скажет: фу, это постанова, всё не по-настоящему, они клоуны, а не спортсмены. Я-то точно знаю, что удары наносятся настоящие, все падения и приемы — настоящие! Главное отличие рестлера от обычного человека в том, что он умеет эти приемы выполнять и не покалечиться.
Сравнение с театром неуместно
Давайте сразу закроем вопрос: рестлинг — это спортивно-развлекательное шоу. Не больше и не меньше. Его не надо сравнивать со смешанными единоборствами, но нельзя его называть театром или цирком. У меня язык бы не повернулся зайти в раздевалку после тяжелого шоу, на котором ребята выложились, кто-то получил травмы, и сказать: «Какую классную постанову вы устроили!». Исписано множество букв, люди годами пытались объяснить тугим умам, что такое рестлинг. Все, кто считает это клоунадой, приходите на тренировку: если с вами проведут даже самый простой прием, вы поломаетесь! Гарантированно.
Для этого и нужна тренировка, то есть подготовка тела к тому, чтобы любой прием на ринге принять с минимальным ущербом для себя. Первое, чему учится каждый рестлер, это принятие бампов (падений). Например, я знаю как упасть лопатками на то место, где у меня только что были ступни. Это крайне болезненно и получается далеко не с первого раза.
Работа рестлера — развлекать публику через свой атлетизм, подготовку, выполнение сложных техник. Да, рестлерам (и только им самим) известен результат каждого боя заранее. Но как они к нему придут — целое искусство. И вообще, не нравится — не смотрите. В мире огромное количество другого развлекательного контента, оставьте этот ценителям
Ринг — не батут, столы не подпилены
Есть два основных типа мероприятий: большие шоу, на которых разыгрываются титулы, разрешаются длительные конфликты, и подводящие к ним еженедельные матчи. Всё это транслируется на YouTube и стриминговых сервисах. Крупные мероприятия проходят раз в два-три месяца, в их организации принимает участие множество людей, включая волонтеров. Даже привезти и собрать ринг — целое дело. Я не могу даже представить сколько весит махина, которая приезжает на площадку отдельными составными частями.
Развею миф: ринг для реслинга — это не батут, да, он отличается от боксерского, например, но в первую очередь так, чтобы падения спортсменов эффектно «звучали». Он состоит из железа и досок, присутствует лишь тонкий слой мягкого покрытия. Если тебя в него «впечатают», мало не покажется! Я знаю о чем говорю, меня однажды «впечатал» в него чемпион Москвы (теперь уже бывший) Антон Дерябин. Вернее он провел на мне свои коронные приемы, побил меня стулом и немного придушил, потому что обиделся на мои слова. А кто сказал, что комментатор на рестлинге — это безопасно?
Я в долгу не остался и через несколько месяцев дал сдачи, помешав тем самым Антону подтвердить титул чемпиона, а потом вернулся в комментаторское кресло. Это была история, за которой следили зрители: конфликт начался в ноябре и закончился в июне. Из таких сюжетов, интриг и состоит рестлинг, они удерживают зрительский интерес, заставляет смотреть шоу долго и последовательно. Рестлинг — это всегда битва добра со злом, аудитория активно включается в нее.
Без зрителей было очень грустно, когда во время пандемии, например, приходилось проводить шоу с пустыми залами. Ощущалось это очень остро, ведь рестлеры идут на ринг за эмоциями толпы. Ради них даже готовы рисковать своим здоровьем: редкое шоу обходится совсем без травм. Обычно это переломы, часто страдают зубы, носы... В российской истории рестлинга, тьфу-тьфу-тьфу, летальных исходов не было, а в мировой были. Не зря Фоменко каждый раз говорил зрителям ТНТ эту знаменитую фразу: «Никогда, никогда не повторяйте этого дома!». Мы тоже об этом постоянно предупреждаем.
Я и сам на тренировке однажды получил сильный ушиб с растяжением: поторопился, и мне наступили на ногу так, что большой палец коснулся ногтем подошвы ступни. Приятного мало. Золотое правило рестлинга, которому учат в школе: «будь всегда готов ко всему». Еще два важных правила: «поджимай подбородок» и «выдыхай». В первую очередь они касаются базовых бампов, когда можно вырубиться во время падения или задохнуться.
Кстати, слышал мнение, что столы и складные стулья, которые часто становятся оружием вне ринга, якобы какие-то облегченные, подпиленные, чтобы лучше ломались. Ничего подобного, это совершенно обычная мебель. Однажды я лично ездил в ИКЕА покупать столешницы для очередного матча.
Бариста днем, супергерой ночью
Все ребята пришли в эту сферу разными путями. Кто-то переехал из своего города в Москву именно с целью тренироваться и стать рестлером, кто-то случайно увидел объявление на улице... Обычно подготовка занимает год, но кому-то и нескольких лет обучения мало. Потому что когда ты на ринге, ты отвечаешь за жизнь и здоровье не только свои, но и соперника.
В России сейчас невозможно быть только рестлером, не имея другого источника дохода. Для этого у нас не настолько большая, к сожалению, аудитория и нет достаточной заинтересованности спонсоров. В НФР сейчас и менеджеры по продажам, и айтишники, и художники... Есть риэлтор, бариста, даже учительница физкультуры. Они как Бэтмен, который днем живет нормальной жизнью, а ночью надевает маску супергероя. Кроме постоянных тренировок, им нужно поддерживать свой гиммик — сценический образ.
Лучший персонаж получается у того, кто создает его как продолжение собственной личности. Сейчас рестлерам труднее поддерживать свой образ 24 / 7, особенно это касается международных звезд. Но до 2000-х годов организаторы боев ревностно следили за тем, чтобы легенда каждого бойца сохранялась. Есть даже термин такой — кейфеб, защита иллюзии реальности того, что происходит в шоу (на ринге и вне его). С приходом соцсетей делать это стало гораздо труднее.
В России сильный фандом. Есть, конечно и токсичные люди, которые пишут гневные тирады на ютубе, что даже хорошо: лучше негативные комментарии, чем их отсутствие. На шоу неадекватные фанаты не приходят, а если бы и приходили, то охрана не дремлет. Однажды зритель перебрал (это было первое шоу после локдауна в 2020-м) и полез на ринг, тут же его вывели из зала и больше никогда не пускали. На самом деле ему повезло — в США он мог и получить хорошенько. Потому что для рестлера это страшно: кто-то неизвестный атакует, непонятно, на что он способен, нужно защищаться.
От русских ждут жесткости
В мире развиваются разные школы рестлинга. Есть, так сказать, мейнстримный, есть промоушены, которые специализируются на хардкорных боях, есть японский рестлинг, мексиканский и т. д. Но базовая школа у всех одна, поэтому у наших рестлеров всегда есть шанс выступить на мировой арене. Я знаю такие примеры, взять хотя бы Наталью «Бонни» Маркову, которая сейчас является заметной фигурой в National Wrestling Alliance. От русских бойцов на международной уровне как правило ожидают большей жесткости, так уж повелось.
Комментировать рестлинг — задача сложная, от меня во многом зависит, будет ли интересно зрителю шоу.
«И он, превозмогая боль, из последних сил пытается дотянуться до того, чего хотел всю свою жизнь, а именно — чемпионства! Но перед ним преграда в виде несокрушимой скалы, олимпа Федерации, на который предстоит забраться сквозь нечеловеческие усилия...».
Вот это моя работа, если вкратце; насыщать красками происходящее. Комментатор обычно сидит на лучших местах, потому что его задача продать шоу. В этом отношении я вдохновляюсь личностью Мауро Раналло. Человек с сильнейшим биполярным расстройством, который при этом блестяще работает и может вытянуть скучнейшие моменты шоу, которое длится 3,5 часа. Ну и не могу не упомянуть Дмитрия Губерниева. Он ржачный.
Беседовала Анна Козлова специально для Newslab,
фото: Независимая федерация рестлинга, личный архив героя интервью