Счастливый случай
С ювелирным делом я познакомилась благодаря счастливому случаю, когда начала искать работу после вуза. Примерно в это же время мою подругу пригласили работать ювелиром на фабрику. Людей на производстве не хватало, и она порекомендовала начальству связаться со мной.
Специализация у меня довольно узкая, по образованию я литейщик художественных изделий, окончила Политехнический институт СФУ. «Ювелирка», конечно, была в образовательной программе, но мы с одногруппниками изучали ее только в теории, и то довольно поверхностно. Но несмотря на отсутствие опыта в изготовлении украшений, я смогла пройти собеседование и получить работу.
На фабрике я занималась монтировкой различных украшений и подгоняла под нужный размер. Одними из первых изделий были церковные кольца «Спаси и сохрани». Сейчас, глядя с высоты своего опыта, понимаю, что это несложная работа. Но в первый день на фабрике мне так не казалось, так как всему приходилось учиться в процессе. Кольца получались далеко не с первого раза, возникало много вопросов — что и как делать. Но уже спустя пару месяцев я смогла адаптироваться к новым условиям и влилась в работу.
Так я работала где-то полгода, пока меня не позвали на конкурс профессионального мастерства Worldskills. На тот момент мне было всего 22 года, и я единственная из сотрудников подходила по возрасту для участия в соревнованиях. Тогда я и не думала, что этот конкурс может послужить хорошим толчком для моей карьеры.
Благодаря победе в соревнованиях профессионального мастерства, меня заметили и перевели на работу с эксклюзивными, штучными изделиями бриллиантовой группы.
Здесь в мои обязанности входила не только монтировка, но и закрепка камней, золочение, родирование, а также другие многочисленные операции.
Денежный вопрос
Сейчас я работаю в частной мастерской, здесь я получаю около 45 тыс. рублей. Также сейчас я активно работаю над созданием своего собственного бренда.
Дополнительный доход зависит от количества заказов. Может быть 5 или 10 тысяч рублей, а может вообще не быть. Цена моих авторских украшений варьируется от 500 рублей до бесконечности. А первое мое изделие стоило 1,5 тыс. рублей. Это был серебряный кулончик с гранатом. Его купила моя мама. Так первыми моими клиентами стали родственники, а потом уже пошли заказы от незнакомых людей.
Необходимость открыть что-то свое появилось у меня из-за желания развиваться в профессиональном плане и расти дальше. Делать то, что хочется мне, а не заказчику или начальнику. За счет того, что я умею изготавливать украшения вручную, мне не пришлось тратить большие средства на оборудование мастерской и покупать большие литейные машины или печи. Я просто приобрела базовый набор, все самое необходимое для изготовления «ювелирки» — это верстак, бормашина, горелка и вальцы.
Если вы тоже хотите открыть свою ювелирную мастерскую, учитывайте тот факт, что объем денежных трат на ее оборудование будет напрямую зависеть от ваших профессиональных навыков. Если вы, как и я, умеете делать украшения в ручную, то у вас получится уложится сумму до 180 тыс. рублей. А вот для того, чтобы запустить серийное, массовое производство своих украшений, денег вам понадобится уже больше — в районе 1,5 млн рублей.
Рабочий процесс
Для того, чтобы изготовить ювелирное украшение, нужно не только оборудование, но и определенные материалы. Драгоценные металлы ювелиры, обычно закупают в банке в формате слитков и переплавляют. Иногда бывает так, что клиент приходит со своим материалом или приходиться дополнительно заказывать какие-то редкие камни. Но, чаще всего, мы работаем с тем, что заранее купили.
Скорость изготовления украшений зависит от многих факторов. На изделия средней сложности я в среднем трачу около 8 часов, легкие могу сделать за 3-4 часа. Работа со сложными заказами может растянуться надолго — до нескольких дней или даже недель.
Из всех драгоценных металлов мне, наверное, больше по душе серебро. Серебро — мягкий и достаточно пластичный металл, поэтому работать с ним одно удовольствие. Он отлично подходит для новичков. Золото тверже, с ним гораздо сложнее. Но с опытом ты к этому привыкаешь.
Производственные травмы
Производственные травмы для ювелира — обычное дело. Самое распространенное — это порезы лобзиками и фрезами. Также большую опасность на производстве представляют полировальные станки, так как они работают на очень больших оборотах.
Также, если вы работаете без специальных очков или защитного экрана, то все опилки и пыль от бормашины летят вам в глаза. У меня за 5 лет работы зрение очень сильно упало — раньше я видела, как ястреб, а сейчас у меня −1,5.
Кроме того, на ювелирном производстве довольно легко можно получить ожоги. Если вы, например, работаете без вытяжки или вытяжка сломалась, от химических ожогов могут пострадать ваши дыхательные пути. А кислота, которая есть на производстве, способна серьезно повредить кожу. Поэтому каждому ювелиру важно знать правила техники безопасности и строго им следовать.
Клиентская база
Сейчас я продолжаю нарабатывать клиентскую базу, в этом деле мне очень помогает предыдущий опыт работы. Многие клиенты познакомились со мной в частной мастерской, людям понравился мой подход к работе и поэтому они решили со мной сотрудничать.
Общение с клиентами — дело непростое, так как у каждого есть свои представления о том, как в конечном итоге должно выглядеть украшение. С одной стороны, это, конечно же, правильно, но с другой — люди не всегда понимают особенностей технологического процесса и порой приходят ко мне с нереалистичными эскизами. В таких случаях я предлагаю клиентам немного его изменить, чтобы украшение можно было без каких-либо проблем воплотить в жизнь. Но некоторые упорно продолжают верить в невозможное и не хотят менять дизайн.
Также иногда возникают небольшие разногласия по поводу цен за ремонт или изготовление ювелирного изделия, а в остальном все идет своим чередом и причем довольно неплохо.
Приметы и суеверия
Многие люди верят в приметы и суеверия связанные с драгоценными камнями. Так, например, недавно одна клиентка захотела сделать гвоздики (пусеты) и принесла мне камни, у которых по ее мнению была очень странная «кусучая» энергетика.
А уж ведьм я сколько в своей жизни поведала! Вот, бывает, приходит к тебе, казалось бы, совершенно обычная на вид женщина, но на деле оказывается не так уж и проста. Делает заказ на маятник из какого-нибудь необычного камня или просит бусины из аметиста и кварца покрошить в тисках, а не молотком, чтобы не испортить энергетику.
Я ответственно отношусь к своей работе и стараюсь учитывать все пожелания клиентов. Поэтому всегда четко следую поставленной задаче, чтобы заказчики остались довольны.
Поиски вдохновения
Вдохновение для своих работ я черпаю не только в ювелирном деле, в украшениях, но и в каких-то бытовых мелочах. Меня может воодушевить и подтолкнуть на новые свершения даже рисунок на ковре. Так уже, кстати, было. Недавно я была в гостях у родителей и увидела у них на ковре интересный орнамент, а затем решила запечатлеть его в металле — сделать кулон и сережки из серебра.
Я в целом человек творческий, если загорелась какой-то идеей — то не успокоюсь, пока не воплощу ее в жизнь. Именно так я, например, начала увлекаться папье-маше. Случайно увидела в интернете черепа животных из дерева и захотела сделать что-нибудь похожее. С деревом я раньше не работала, поэтому решила покреативить с бумагой и клеем. Вышло неплохо — изготовила череп горного барана, сфотографировала его, выложила в соцсети и почти сразу же продала.
Сейчас параллельно с ювелирным делом я активно занимаюсь созданием интерьерных картин, одна уже готова, еще две — в проекте. У меня с самого детства было очень много интересов и начинаний. Чего я в школе только не делала: и шила, и крестиком вышивала, и из бисера плела.
Я очень долго себя искала и безумна рада, что нашла. Когда впервые оказалась на ювелирном производстве, четко поняла, что это именно то место, где я должна находиться.
Планы на будущее
В идеале мне бы хотелось создать сеть ювелирных мастерских. Вот знаете, есть фит-сервис, а это будет ювелир-сервис с самым новым и технологичным оборудованием. Место, куда любой человек может прийти и быстро отремонтировать сломанное украшение или воспользоваться другими ювелирными услугами.
Но это заоблачная мечта, а если смотреть на вещи более реально, то мне бы хотелось открыть коворкинг для ювелиров. Творческое пространство, где специалисты, независимо от своего опыта, могли бы общаться между собой, учиться новому и вместе работать, брать оборудование в аренду и реализовывать свои творческие проекты. А также организовывать и проводить мастер-классы для школьников и студентов, на практике знакомить с ювелирным делом молодых ребят.
Сегодня далеко не каждый ювелир может позволить себе оборудовать частную мастерскую, поэтому такого рода коворкинг помог бы начинающим специалистам открыть свое дело и успешно на нем зарабатывать.
Беседовала Алена Шишкина специально для интернет-газеты Newslab