Крепкая закалка
Я родился и вырос в Канске. Мои мама, папа, бабушка и дедушка — тоже коренные жители этого города. А прадеды во время Столыпинской аграрной реформы приехали Сибирь из Могилевского уезда Белоруссии. Добирались до новых земель в переполненных сырых вагонах. Много натерпелись, но выстояли. И детям передали свою крепкую закалку. У меня дед сам построил дом, который мне достался в наследство. Под окнами растет сосна — ее тоже дед посадил. Массивное благородное дерево у меня ассоциируется с силой духа старшего поколения нашей семьи.
Помню, как мальчишкой ходил весной с бабушкой и дедом смотреть на ледоход. Когда пригревало солнце и дул теплый ветер, река Кан двигала толщи льда, показывая свою мощь и характер. В такие моменты у меня возникали мысли о том, что и человек должен всегда идти вперед, преодолевая трудности.
Нужная профессия
Стать энергетиком я решил лет в шестнадцать. Рассудил, что это нужная и перспективная профессия. После девятого класса пошел в Канский политехнический колледж на специальность «Теплоснабжение». Получив диплом, продолжил образование в Сибирском федеральном университете. Из Канска нас туда поступила целая группа. Но в итоге, кроме меня и еще одного парня, все потом остались в Красноярске. У меня тоже была такая возможность. В те годы строился первый энергоблок Красноярской ТЭЦ-3. Ребята, которые туда устроились, говорили: «Дима, крутой проект, не хватает специалистов, шли резюме». Из отдела кадров ТЭЦ-3 также звонили, приглашали.
Но я хотел приносить пользу в своем родном городе, к которому я привык, где всё знаю. Тем более что здесь тоже с кадрами туго. У меня и младший брат пошел по моим стопам. Окончил местный политехнический колледж, потом политех СФУ. Трудится на Канской ТЭЦ машинистом котельного цеха.
Для меня всегда было важно быть рядом с родственниками. Мы помогаем друг другу решать какие-то проблемы, отмечаем вместе какие-то даты. Сейчас все чаще собираемся у меня. Я готовлю во дворе казан кебаб: мясо с пряностями, луком и картошкой. И это «гвоздь» праздничного стола.
Радуюсь, когда удается выбраться на рыбалку с братом и племянниками. Мозг на природе перезагружается, и потом на работе я горы могу свернуть. Буквально в километре от Канска начинаются леса. Летом там можно набрать груздей, белых грибов, не говоря уже о лисичках и сыроежках. Зимой — покататься на лыжах. Собираюсь купить снегоход. Я по натуре автолюбитель, и мне интересно испытать новые ощущения, бороздя сугробы, научиться выполнять сложные маневры. Думаю, что это обогатит и мой опыт вождения обычной машины.
Эксклюзив международного уровня
В том, что касается развлечений, малый город с мегаполисом, конечно, не сравнишь. Но у нас тоже имеется кое-что, способное удивить. Если бы, предположим, ко мне приехали в гости мои университетские друзья, я бы им в первую очередь показал Триумфальную арку, которую по-другому называют Царские ворота. Это сооружение — копия арки, которую по приказу городского головы построили в честь прибытия в Канск императора Николая II. После революции ее уничтожили, а в 2006 году реконструировали.
Еще я бы сводил гостей в Канский краеведческий музей, который насчитывает порядка 35 тысяч экспонатов. Там постоянно внедряют какие-то новшества, используют при знакомстве с историей интерактивное оборудование, проводят мастер-классы. Скучно точно никому не будет. Так же, как в нашем драматическом театре, где очень разнообразный репертуар и сильные актеры. Театр развивает, заставляет взглянуть на мир по-другому.
Еще стоит прогуляться по площади Коростелева и набережной реки Кан, там особенно красиво вечером, когда загорится подсветка. Интересно побродить возле бывших торговых домов купца Гадалова, их сейчас реставрируют, стараясь сохранить колорит прошлой эпохи. Архитектурной особенностью Канска являются «сталинки», которые высоко ценятся на рынке жилья. Их любят за хорошую звукоизоляцию, высокие потолки и простор. Площадь трехкомнатной квартиры — около ста «кваратов», есть где развернуться. И если когда-то «сталинки» считались «все на одно лицо», то сейчас они наоборот выгодно отличаются от стандартных новостроек.
Расскажу еще об одной изюминке, а точнее об эксклюзиве международного уровня. До пандемии у нас в течение 17 лет в конце августа проходил Канский фестиваль документальных, игровых и анимационных фильмов. На него съезжались ценители авангардного искусства режиссеры и искусствоведы из разных стран. Город в эти дни просто гудел, как улей.
Говорят, Канск на карте мира кто-то нашел случайно, он «зацепил» созвучностью с курортным французским городом Канны, где уже много десятилетий проводится престижный кинематографический фестиваль. Решили, что пусть в пику Каннскому в России будет свой Канский фестиваль. В 2017 году СГК была партнером мероприятия. Я тогда посетил один из показов. Признаюсь, не до конца понял задумку режиссера. Но было над чем поразмышлять. А главное, я испытал гордость оттого, что в моем городе происходят такие удивительные вещи.
Меняем город к лучшему
В работе энергетиков есть своя специфика. Чем лучше мы выполняем свои обязанности, тем меньше о нас вспоминают. Именно за это нас окрестили бойцами невидимого фронта. Меня непопулярность ничуть не расстраивает. Я вижу, как нашими стараниями город меняется к лучшему. Хорошо, что теплосети у нас объединились с генерацией в единую систему. Гораздо больше порядка, понятно, с кого и за что спрашивать. Совсем другие технологии, материалы для ремонта, средства индивидуальной защиты.
В прошлом году мы наконец-то заменили мощностями Канской ТЭЦ мощности теплостанции бывшего биохимического завода, которая уже давно устарела. Она обогревала дома в зарельсовой часть города, и у жителей были проблемы с качеством горячей воды и перебои с отоплением. Сейчас, наконец, ситуация нормализовалась.
А мы продолжаем модернизировать систему теплоснабжения дальше. Меняем неэффективные локальные котельные на модульные установки, которые по-другому называют термороботами. Они состоят из металлических каркасов, внутри установлена автоматика, поддерживающая заданную температуру, человек только контролирует процессы. У модульных конструкций высокий КПД, а значит, не придется жечь лишнее топливо. Получается экономия средств и экологические эффекты. Четыре «робота» уже готовы. В этом году планируем смонтировать еще три.
Дружная команда
Перед тем, как в Канске началась модернизация системы теплоснабжения, меня в числе других коллег отправили на учебу в Санкт-Петербург. Там с нами проводили занятия не только по инженерному профилю, но и мотивирующие тренинги. Я хорошо запомнил слова одного преподавателя о том, что, когда работа и хобби совпадают, это и есть счастье. Правильно сказано. Меня возможность вносить вклад в создание комфортных условий для жителей реально воодушевляет. Особенно когда я не только исполняю готовые решения, но и сам что-то предлагаю. Прямо азарт появляется.
Я убежден, что теплосети — это моя судьба. Готов что-то дополнительно изучать, выезжать на объекты вечерами, в выходные. Хотя условия труда у нас не из легких: мы ведь прокладываем и ремонтируем трубы и над, и под землей. Зачастую это происходит в жару, когда большинство людей едут куда-нибудь купаться и загорать. Именно в это время мы испытываем сети на прочность, подавая в них воду под давлением. Чтобы обнаружить и устранить дефекты, которые зимой могут спровоцировать порыв. А в отпуск идем уже после начала отопительного сезона, когда не горят сроки.
Все мои знакомые отмечают, что теплоэнергетики в Канске не только улучшают коммунальную инфраструктуру, но и являются локомотивом во многих других делах. Высаживают цветы и деревья, участвуют в субботниках, помогают благоустраивать дворы и скверы. Уже много лет Канская ТЭЦ шефствует над детским домом имени Ю. А. Гагарина. У ребятишек, которые растут без родителей, появилось интернет-кафе, современный кабинет домоводства.
Некоторые удивляются, как мы всё успеваем. На самом деле многое удается, потому что у нас дружная толковая команда. Ради того, чтобы в нее влиться, мне, наверное, и стоило десять лет назад вернуться после вуза к родным пенатам.
Беседовала Ольга Паранина, фото: СГК