Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Канский видеофестиваль: от рассвета до заката

Канский видеофестиваль: от рассвета до заката

02.08.2016
6

За 14 лет фестиваль прошёл долгий и интересный путь. Начавшись в качестве двухдневного проекта-шутки в рамках большой культурной интервенции художников под общим названием «Бросок на Восток», фестиваль постепенно вырос до недельного самостоятельного мероприятия, объединившего вокруг себя видео-арт, кино, музыку, архитектуру, литературу и современное искусство.

Открытие I Канского видеофестиваля в 2002 году. Второй слева — тогдашний глава Канска Сергей Гуров.
Фото предоставлено организаторами

Полупартизанский смотр экспериментального видео, проводившийся первые годы почти целиком на голом энтузиазме, постепенно превратился в большой фестиваль. В 2004 году Канский фестиваль был внесён в реестр российских кинофестивалей, с 2008 при поддержке фонда Михаила Прохорова работал над превращением Канска в город-музей под открытым небом, а в 2011 открыл собственные курсы по обучению всех желающих работе с видео.

Большие проекты фестиваля

Бобина

Первая творческая интервенция фестиваля за пределы Канска — летний уличный проект, сделанный в 2009 году совместно с красноярскими художниками и музыкантами. Всё лето красноярские активисты собирали от красноярцев старые видеокассеты и ненужное оборудование, чтобы потом превратить их в арт-объекты — Василий Слонов превратил одну из опор перехода у здания Музейного центра в «Видеоваленок», Михаил Задворный собрал из старых видеокамер «Видеоёлку».

Киномузыкальная ночь

Пожалуй, крупнейшее музыкальное событие в истории фестиваля, за вычетом ещё одного концерта, о котором чуть ниже. Большая ночная международная программа 2010 года — красноярский современный танец, испанская эмбиентная электроника, минимал-техно, импровизационный нойз-рок, спонтанные перформансы, минимализм под немое кино, и, конечно, главная бомба ночи, японский нойз-джаз-дуэт Sax Ruins.

Канский гражданский аэропорт

Архитектор из Франции Ксавье Жюйо (его знаменитые воздушные колоссы когда-то открывали зимнюю Олимпиаду в Альбервилле) приехал в Канск зимой 2010 года, чтобы выбрать себе площадку для работы, и остановился на здании заброшенного гражданского аэропорта. В эти золотые годы фестиваля город легко шел навстречу всем фестивальным инициативам: удалось договориться о том, что на площадке можно будет работать. Правда, когда команда Жюйо вернулась в Канск летом 2011 года, выяснилось, что за это время здание сгорело, а стоявший рядом ангар украли. Все планы по работе с объектом пришлось в течение недели придумывать заново, фактически с нуля.

С 2011 года Жюйо со студентами трудился в заброшенном Канском аэропорту и творил с его зданием и окрестностями непонятно что — аэропорт превращался в птицу Феникс, которую кормили деревом, на натянутых среди деревьев вокруг здания экранах показывали анимацию и видео-арт, а на взлётной полосе проходили перформансы с экспериментальной музыкой и cовременным танцем. 

Фестиваль «Зазубрина»

В 2014 году на фестивале появилась и самостоятельная литературная программа, которую курировали поэты Андрей Родионов и Екатерина Троепольская . В рамках этого фестиваля проходили читки пьес и стихов, проводились творческие лаборатории для поэтов. Особенно занимательной была и остается программа «Поэты на площади», в которую стали приглашать и канских поэтов, не говоря уж о спонтанных постановках читок на сцене Канского драмтеатра с участием профессиональных актеров.

Фестиваль "Зазубрина", рэп от жителя Канска

http://www.youtube.com/watch?v=PzVZXkXZkrU

Secret Chiefs 3 и Красноярский филармонический русский оркестр

По-настоящему большой международный проект фестиваль забабахал на закрытии в 2014 году — потрясающий совместный концерт американской экспериментальной группы Secret Chiefs 3 и Красноярского филармонического русского оркестра. Тогда обе стороны проекта утверждали, что эту программу необходимо развивать и везти на другие фестивали — но прошло уже два года, и постепенно крепнет уверенность, что тем, кто попал тогда на закрытие фестиваля, повезло увидеть по-настоящему уникальный концерт.

Secret Chiefs 3 и Красноярский филармонический русский оркестр (закрытие Канского видеофестиваля)

https://www.youtube.com/channel/UC1JX_s3qVhWxvHbyLF-3WOA

Лица фестиваля

Председателем жюри в 2009 году был актёр Михаил Ефремов, который также привёз на фестиваль фильм со своим участием «Кошечка», не выходивший в российский прокат. Помимо Ефремова в состав фестивального жюри в разное время входили режиссёр-документалист Виталий Манский, кинорежиссёр Нанна Джорджадзе, поэт и писатель Лев Рубинштейн, музыкант Псой Короленко, художник Владислав Мамышев-Монро, режиссёр Глеб Алейников, художник Николай Копейкин и многие другие.

Скандалы фестиваля

Канск против «пальчикового порно»

После показов третьего фестиваля в 2004 году анонимные патриоты Канска написали жалобу в высшие инстанции, усмотрев в программе попрание общественных моральных норм. Главным обвинением было то, что школьникам-подросткам, которых по разнарядке, вместе с учителями, не согласовав с организаторами фестиваля, зачем-то привезли на утренние показы (вероятно, для наполняемости зала) показали ненадлежащие короткометражки.

Das Horno

Видео: youtube.com/user/Petrowycz

Абсурд ситуации заключался в том, что авторы «анонимки» обвиняли Канский видеофестиваль в показе «пальчикового порно» (речь идет о фильме из программы белградского кинофестиваля Микрокино, где в анимации использовались только руки актеров, выделывавшие друг с другом вполне безобидные фокусы). Фестиваль собирался переезжать, но тогда его выручила молодёжная организация «Вне формата» Юлии Арефьевой. По договоренности с городом на всех показах программы 2005 года присутствовали сотрудники ФСБ, обеспокоенные заявлениями жителей города — к концу фестиваля они пришли к выводу, что программы фестиваля хоть и не вполне понятны, но всё же довольно безобидные и не имеют ничего общего с обвинениями анонимов.

Канск против украинских художников

Стрит-художник пережил уличную инсталляцию
фото: Соня Гуггенхейм

Канск не принято считать городом дружелюбным, хотя каких-то серьёзных проблем с местным населением у гостей фестиваля, как правило, не случалось.

Исключением стал досадный случай в 2012-м году, когда украинский художник Анатолий Белов был ограблен и избит местной шпаной по пути с просмотра фильма «Жить» Василия Сигарева в гостиницу. Лёгкий скандальный оттенок этой вроде бы бытовой истории добавила администрация Канска — Белов как раз делал масштабную художественную инсталляцию на стене местного отделения кинопрокатной организации «Красноярский кинограф». Когда стало известно, что он собирается отразить в ней свой недавний личный опыт, сотрудники администрации ясно дали понять, что делать этого не нужно.

Канск против арт-объектов

Тихая, но упрямая война жителей Канска с арт-объектами, которые фестиваль оставляет в городе, продолжается вот уже несколько лет. «Сад» Хаима Сокола сначала пытались растащить, но после предупреждающих публикаций в СМИ и репортажей на ТВ, что шпалы, из которых был «высажен» сад, пропитаны ядовитым веществом и применению в домашнем хозяйстве не подлежат, растаскивание прекратилось.

Материалы по теме
Канский видеофестиваль: арт-объекты
Гид по культурным точкам города

Правда, «Сад» в итоге сгорел, причём по чистой халатности — вместе с сухой травой по весне; а вот «Колокольню» Андрея Савина сожгли вполне намеренно (позже ее восстановили силами городских активистов). Прошлогодние лавочки на набережной довольно быстро принялись ломать — и успешно через год доломали.

 

Канские плакаты были изначально размещены под антивандальное стекло, но и тут не обошлось без повреждений: что не брал молоток, разбивала пуля.

Можно сказать, что единственным не пострадавшим объектом паблик-арта стал «Памятник неизвестному художнику» — возможно, потому что был сделан из бетона. Хотя с ним был связан другой скандал: пока шло утверждение эскиза монумента, информация просочилась в прессу, причем в весьма в искаженном виде. Пошли слухи, подкрепленные публикациями в «Сегодняшней газете» прямо на первой полосе издания, что на главной площади города собираются установить грандиозный памятник «жопе».

«Памятник неизвестному художнику» (Юрий Поповский, 2009)

Возмущенная общественность, пришедшая на открытие объекта, была искренне удивлена, увидев безобидный памятник в виде присевшего человека, что-то рисующего на асфальте.

Грустный финал

Намедни стало известно, что Канский видеофестиваль, в 2016 году проходящий в 15-й раз, увозит показы фильмов своей конкурсной программы из Канска в Москву. Решение о переносе было продиктовано недостатком времени и средств на полноценную организацию мероприятий в Канске.

Рекомендуем почитать