Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Я тоже был жертвой буллинга»: Алексей Екс о жизни до и после КВН, «Уральских пельменях» и работе над сериалами

«Я тоже был жертвой буллинга»: Алексей Екс о жизни до и после КВН, «Уральских пельменях» и работе над сериалами

26.03.2024
7
Алексей Екс — актер и автор команды КВН «Левый берег» (Чемпионы Премьер-лиги 2003 г., четвертьфиналисты Высшей лиги 2004 г.), автор более 150 команд КВН и шоу «Уральские пельмени», участник проектов «Смех без правил», «Убойная лига», сценарист сериалов «Плакса», «Евгенич», «Камера! Мотор!».

30 лет в КВН — серьезный срок. Как изменилась ваша жизнь с уходом из клуба? Следите за тем, что происходит на сцене сейчас?

От редакции: в 2022 году Алексея Екса отстранили от работы с региональными лигами КВН после того, как он, курируя лигу в Санкт-Петербурге, одобрил номер команды «Трикс» с песней про иностранных агентов на мотив хита Аллы Пугачевой.

Сейчас я осваиваюсь в новой среде обитания — мире кино и сериалов. Я бы сказал, что в моей жизни происходят самые значимые перемены за последние 15 лет — с момента переезда в Москву. Я словно «откатился» назад, во времена, когда надо учиться, читать, получать новые навыки и знания. Правда, теперь это сплошная практика и, всё-таки, оплачиваемая. У меня есть несколько идей для книг, и когда есть свободное время, я одну из них пишу. А мог бы и две писать.

Материалы по теме
Топ команд КВН Красноярска
Самые известные и смешные

Слежу за командами клуба веселых и находчивых выборочно — играют и пишут друзья, знакомые, да и любой человек, занимающийся творчеством, должен хоть иногда в КВН заглядывать. Весь прошлый сезон я сопереживал команде КВН «Флэш Рояль», это абсолютный андердог, ставший чемпионом. Хорошая история для 2020-х годов.

Слежу, конечно, и за красноярскими командами. Жаль, что никого из красноярцев не было во втором туре фестиваля КВН в Сочи. Все ушли в стендап?

Алексей Екс и Александр Масляков

С 2016 года вы пишете для шоу «Уральские пельмени»: в чем главный секрет популярности проекта и как вы в него попали?

Это почти детективная история — в январе 2016 года на фестивале КВН в Сочи мы сидели в холле гостиницы «Марриотт» и пили кофе с Романом Богдановым (ТВК, СФУ, команды КВН — от «Сибирских монахов» до «Так-то»). В какой-то момент к нам присоединился Андрей Рожков. Никакого подтекста про «работу» в разговоре не было, просто болтали о юморе, Сочи и горных лыжах. Потом пришел Александр Попов, и, когда все начали расходиться, он, практически по секрету, спросил: «Будешь с нами писать?» Я согласился, что было подкреплено еще одной встречей уже не с кофе.

Через час после этого разговора подошел... Сергей Нетиевский, который тоже приехал на фестиваль искать авторов. Я честно ему сказал, что уже задействован в «Пельменях». Такие вот «танцы» на фестивале КВН — не редкость. Я и в Москву так переехал после разговора с Сангаджи Тарбаевым (сейчас депутат Госдумы РФ — прим. ред.).

«„Уральские пельмени“ стали привычкой для миллионов зрителей», — отмечает Алексей Екс. На фото: Дмитрий Соколов и Ксения Корнева
Источник: pelmeny.net

Работа над программами «Смех без правил», «Убойная лига», годы жизни в КВН — вы в большом юморе уже много-много лет. Какая она — тусовка медийных и смешных?

Я с ужасом понимаю, что так давно в этом всем «тусуюсь», что в ответ на этот вопрос можно писать книгу. Если брать клуб, то раз в 3-5 лет меняется КВНовское поколение, и в каждом поколении есть некоторый «мейнстрим» — куда идти после клуба? В 90-е уходили на ТВ-6 или в сценаристы «Песен года», затем — в Comedy Club и адаптировать сериалы, потом — в «Убойную лигу» и скетч-шоу, потом — в Comedy Battle, стендап, вайны, импровизацию... Думаю, в моменте есть КВНовская тусовка, а потом все разбегаются в некие «корпоративные анклавы» по принципу того, кто с кем работает или дружит более узкими кругами.

Общее качество тех, кто добивается успеха в юморе — это, безусловно, упорство. Год назад я писал статью про мир стендапа, и это какой-то каторжный труд — по 5-10 выступлений в неделю, чтобы обкатать программу, хоть что-то заработать и попасть в эфир ТНТ или большой стендап-клуб. Сейчас студентов больше напрягают учебой, ставят баллы за посещение и прочее, поэтому, возможно, у них меньше времени на юмор. Надо очень верить в свой талант и быть упертым и упорным, чтобы не опускать руки после первых неудач и поражений.

Как сценарист вы сейчас заняты в нескольких фильмах и сериалах. Успеваете жить жизнь?

В кино штука в том, что для тех, кто им занимается, это и есть жизнь. В этом нет никакого пафоса или позы, это просто факт. Очень часто вторые половинки киношников не выдерживают такой жизни и уходят. Это очень частая история. Как у КВНщика любая жизненная ситуация может стать шуткой, у стендапера — битом, так и у сценариста что угодно может попасть в сюжет. Персонаж может быть «сплавом» из вашего отца, школьного друга и героя книжки, которую вы читали 25 лет назад. Мне кажется, придумывать людей и их жизнь — самое увлекательное занятие.

Есть банальный рекламный слоган — «Just do it». В первой же серии большого проекта, который мы написали год назад, была пятиминутная сцена, как в кино. В сериалах сцены обычно короче, но эту сцену приняли, и у меня в голове щелкнуло — «так можно, продолжаем!»

Алексей Екс с руководителем КВН Узбекистана Умарбеком Рахманкуловым в Самарканде

Я с 1998 года, с момента прихода в газету «Комок», знаком с понятием «дедлайн». Но 50-минутную серию не написать за одну ночь, поэтому у меня таких дедлайнов четыре — по 10-12 минут в день. Вдохновение — это бонус, а не условие работы. С вдохновением ты делаешь всё легче, быстрее и смелее «раскрашиваешь» повествование. Но технология производства сценария такова, что к моменту расписывания диалогов уже ясно, о чём должны быть каждая сцена. Это очень помогает.

Сейчас у вас много совместных проектов с Сергеем Жуковым. Какой он человек, и как вам с ним работается?

Сергей — это тот человек, чей интерес к миру кино привел к созданию «Руки вверх продакшен». Пилот сериала «Евгенич» писался и снимался на личные деньги Сергея Жукова. И первый же блин оказался не комом для канала «Пятница». В сценарной комнате у нас бывают споры, но у Сергея есть бесспорное знание аудитории от 5 до 65 лет и чуйка на актуальность той или иной темы. Работается очень комфортно — наш офис больше похож на квартиру с диванами, массажными креслами, тапочками и кофе-машиной. Собираемся часам к 12-13 и творим. В принципе, для полного кайфа не хватает только моря за окном.

23 февраля в «Руки вверх продакшен»

Не знаю, влияет это или нет, но у нас в окружении очень много людей под знаком Близнецы. Когда мы синхронно опаздываем на работу на полчаса, я всегда говорю: «Мы — команда!» Это значит, на час дольше посидим.

Сериал «Плакса» — что будет дальше? А вы сталкивались с травлей в школе, университете или во взрослой жизни?

От редакции: музыкальный сериал «Плакса» — о школьном буллинге, первой любви и поисках счастья. Трейлер сериала можно посмотреть по ссылке.

Естественно, про второй сезон сериала я ничего не расскажу. Но все, кому кратко «питчили» события сезона, в один голос говорили: «Что-о?! Да ну нафиг, правда это будет?!» Знаменитый красноярец Ваня Дмитриенко, узнав о судьбе своего героя Никиты, был очень взволнован и не сразу поверил в то, что там будет происходить. Вот так я вам ничего не рассказал, ждите!

У меня тоже был в жизни опыт буллинга — в восьмом классе я перешел в новую школу, и толстый очкарик-ботаник должен был хоть что-то получить от коллектива. Но потом то КВН, то бесконечная писанина сочинений одноклассникам, то ещё какие-то активности. Так в итоге всё и сложилось хорошо. Это были 90-е, крайне нервное время в целом.

Еще один ваш проект на ТНТ — сериал «Камера! Мотор!». Кому пришла идея поностальгировать по романтике видеосалонов?

От редакции: комедийный сериал «Камера! Мотор!» — о сотруднике видеосалона Николае Виденине, который в 1991 году по нелепой случайности попал в колонию-поселение и начал снимать там ремейки голливудских фильмов — «Терминатора», «Охотников за привидениями», «Красотки» и других. Трейлер можно посмотреть по ссылке.

Идею сериала придумал наш генеральный директор и мой давний друг и соавтор Вадим Бакунев (в прошлом — команда КВН РУДН). А лес лучше всего снимать в лесу, поэтому весь караван киногруппы поехал в леса под Тверью. Хочется сказать спасибо Тверской области за гениально сыгранный в кадре Красноярский край. Авторы сценария — наши друзья из Новосибирска, это был маленький реверанс нашему продакшену, где несколько человек из Красноярского края и из КВНа. Так уж вышло.

Я шесть смен был автором на площадке — это тот человек, который помогает режиссёру довести все формулировки и интонации до идеала. Иногда хорошо написанная реплика не звучит именно от конкретного актёра, нужно на месте менять текст. И тогда ты срываешься с уютного кресла на плейбеке и скачешь козликом, сочиняя новый вариант текста.

Сериал еще идет в эфире, поэтому выводы делать пока рано, у премьерных серий хороший рейтинг, будем ждать общей картины. Знаем, что зрителям наш сериал нравится. Причем, как тем, кто бывал в видеосалонах, так и тем, для кого все эти Робокопы — бабушкины сказки.

Над чем еще сейчас работаете?

Один фильм — это комедия, чисто семейная, о важности взаимодействия поколений. У нашего продакшена есть слоган — «Объединяя поколения», придумали на стратегической сессии в Минске. Да, мы проводим стратегические сессии, всё как у больших серьёзных компаний... И второй фильм — тоже комедия, более смелая и провокативная, на интимную тему. Сюжеты раскрывать не могу, сценарии пишутся, есть даже кандидаты на главные роли. Здесь нужно очень тщательно продумывать каждый сюжетный поворот, чтобы это не стало пошлостью. Играем с огнём, если честно. Но это и интересно.

Я прошел отбор к Жоре Крыжовникову на воркшоп, в апреле пойду учиться. Я считаю, что Андрею Першину (настоящее имя Жоры Крыжовникова) удалось создать несколько невероятно успешных проектов в разных жанрах. Я почти не смотрел российские сериалы, но «Звоните Ди Каприо» посмотрел на одном дыхании. То же было с комедией «Горько!». В кино зал в конце аплодировал. «Слово пацана» — социальный феномен, такого не было со времён примерно «Бригады», а это 20 лет! Учиться надо у тех, кто умеет. Я вообще не думал, что у такого человека будет время что-то кому-то преподавать. В этом году повезло, надо пользоваться моментом.

Я же не ощущаю себя классным сценаристом, до этого ещё далеко. Ощущаю много разных дефицитов — приемов, ходов, понимания драматургии и психологии и так далее. Поэтому читаю много книг по сценарному мастерству, смотрю видеокурсы разных режиссеров и собираюсь учиться. Проблема всех сценарных учебников — без конкретно стоящей перед тобой задачи это всё просто абстракции. «Придумайте герою задачу». Если нет проекта, просто читаем дальше. А если у тебя есть сюжет в разработке, ты можешь несколько дней обсуждать, чего твой герой хочет, и что ему мешает этого достичь?

Еще блог ведете, там, например, есть истории со времен, когда вы работали в газете «Комок» и писали речи для мэра Красноярска...

Все мои блоги — просто «мысли вслух». Я часто пишу какие-то посты в такси, пока еду на работу или домой. Был бы за рулем — пилил бы видео из машины, как многие мои друзья и знакомые. Если есть мысли, то поделиться ими сейчас очень легко, как 4-5 сообщений написать, только не одному человеку, а нескольким тысячам.

Алексей ведет телеграм-канал «ЕКС в большом городе» и страничку на Яндекс.Дзене, где, кстати, можно почитать пару историй о его работе в мэрии Красноярска с Петром Пимашковым

А вспомните любимый текст из газеты «Комок»?

Из текстов для газеты «Комок» я могу вспомнить репортаж о Латвии с первой поездки в Юрмалу. И древний текст ко дню студента. Ее даже из газеты вырезали и передавали друг другу.

Вырезка газеты «Комок», N3, январь 2000 года

Часто в Красноярске бываете?

До пандемии приезжал два раза в год — зимой и летом. Сейчас получается только на Новый год, и это уже не какие-то тусовки, а семейный праздник или посиделки со старыми друзьями. Всё как в меме о том, что все вечеринки после 30 — это рассказы о том, какие вы раньше были весёлые. Это лишь наполовину, но всё-таки уже правда. Естественно, иногда бываю в ресторанных жемчужинах Красноярска, о которых знают даже в Москве. Но рекламировать их не будем, все и так знают.

В Красноярске у друзей из команды КВН «Шотландские гренадёры»

Если честно, для меня Красноярск изменился сразу и к лучшему, и к худшему. Полная катастрофа с экологией, после Москвы(!) в режиме «чёрного неба» реально трудно дышать. Ну а из хорошего, для меня каждая поездка по новому мосту — до сих пор приятный сюрприз. И много чего много где появляется — от набережных до парков или пресловутой лестницы в небеса.

Алексей, а какой вы человек? Как бы вы себя описали? Как вы отдыхаете, на каком «топливе» творите?

Вдохновляюсь музыкой, хорошим кино, интересными книжками. Из видов отдыха лучший — это перемена мест. Я люблю ездить как минимум в Петербург. Там даже банальное похмелье выглядит как перформанс и творческое высказывание. Но хочется поехать подальше и потеплее. Вот недавно поменял загранпаспорт. Он очень пустой и унылый, надо это исправлять.

А ещё, говорят, сценарная работа — это один из лучших видов психотерапии. Очень помогает абстрагироваться от всего, что происходит, и пожить в параллельном мире, где ты ой как на многое можешь повлиять. Реально помогает.

Задавала наводящие вопросы Анастасия Богомолова специально для Newslab,
фотографии предоставлены героем материала

Где живут бывшие красноярцы

Рекомендуем почитать
KRS-IX Counter