Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«За что полмиллиона в год?»: почему дорогой московский диплом не гарантирует знаний (16+)

«За что полмиллиона в год?»: почему дорогой московский диплом не гарантирует знаний (16+)

09.07.2024
31

Недоступное бесплатное образование

Кирилл Зорин на фоне МГУ

Если родители из провинции хотят отправить учиться детей в Москву, прежде всего надо расстаться с иллюзией, что вы сможете рассчитывать попасть на «бюджет».

Во-первых, в столице более жесткая конкуренция за такие места. Это в какой-нибудь Сибирский федеральный университет абитуриенты поступают лишь из нескольких соседних регионов. В Москву едет вся страна.

Во-вторых, очевидно, что сила связей родителей из провинции и столицы тоже неравная. Еще в Сибири мне рассказывали про московскую учебу дочери одного регионального министра. Для московской профессуры она была из категории «никто и звать никак».

Какой-то региональный министр — это даже не административный специалист из Большого театра, а тем более потомок революционера, советского номенклатурщика или депутат хотя бы Московской областной Думы.

Поэтому самый реалистичный способ попасть в столичный вуз — пойти учиться за деньги. А цены в столице такие, что все федеральные и национальные университеты покажутся благотворительными фондами.

Знания по космической цене

Средняя цена за два семестра 2024/2025 учебного года в столичных вузах — полмиллиона рублей. Конечно, реальная стоимость отличается в зависимости от вуза и направления.

Например, в МГУ им. Ломоносова, который занимает 2 место в сводном рейтинге вузов Москвы, стоимость обучения за предстоящий учебный год на очном бакалавриате следующая: математический, филологический факультеты и иняз — 428 тысяч рублей; юридический факультет — 550 тысяч рублей.

В Московском политехе, который занимает 15 место в рейтинге, программа «реклама и связи с общественностью» — 339,6 тысяч рублей, программа «веб-технологии» — 392,8 тысяч, направление «графика» — 632 тысячи рублей.

Ну, а в университете «Синергия», имеющем в профессиональной среде неоднозначную репутацию, цены на очный бакалавриат в предстоящем учебном году такие: маркетинг — 290 тысяч рублей, разработка игровых вселенных — 340 тысяч, графический дизайн — 430 тысяч, менеджмент — миллион рублей.

Материалы по теме

Если вы думаете, что все эти цены доступны самим москвичам, то ошибаетесь. Тех, кто получает 100-120 тысяч рублей и более, в Москве не так уж и много. При средних зарплатах в 60-80 тысяч рублей качественное столичное образование не оплатишь. Поэтому предел мечтаний многих абитуриентов с рабочих окраин и из области — малоизвестный коммерческий вуз или откровенная «шарашка». Там еще можно на заочке учиться, а точнее числиться в списке студентов, за 40-50 тысяч рублей в семестр.

У приезжих родители получают в лучшем случае те же 40-70 тысяч рублей (если рассматривать высокооплачиваемые позиции), но расходы им придется нести не только за само обучение.

За что еще придется платить?

Рассмотрим дополнительные траты приезжих. Здесь самая существенная позиция — жилье. Если очень повезет, студент заедет в общежитие, но, как и везде, их на всех не хватает. Поэтому вместо 5-11 тысяч рублей (цены на общежитие в МГУ в прошлом учебном году для «платников») приготовьтесь ежемесячно отправлять ребенку 40-45 тысяч рублей за однушку. Нет, можно и сэкономить, сняв комнату, но тут даже взрослые дамы с окрепшей психикой порою отбиваются от домогательств соседей по квартире и их прочих чудачеств, что же говорить о тех, кто только выпорхнул из родительского гнезда. Вот вы научили их противостоять бытовому абьюзу?

Не забудьте о расходах на транспорт. Безлимит по карте «Тройка» после последнего повышения — 2870 рублей. Еще надо тратиться на еду. Хорошо, если ваше чадо прекрасно готовит — сможет немного сэкономить. Но в вуз еду в контейнерах не поносишь, комплексные обеды стоят в среднем 350 рублей (при наличии в вузе столовых). А на занятиях в вечернее время волей-неволей придется «кормить» владельцев вендинговых автоматов, покупая и воду по 60 рублей, и кофе по 100 рублей, и сэндвичи по 200 рублей.

Не забудьте и о канцелярских расходах — печати курсовых, рефератов и прочего. Мои студенты недавно за курсовую объёмом в 25 страниц отдавали копировальным конторам тысячу рублей.

А учиться мне когда? А учиться некогда!

Главным апофеозом этой ситуации становится то, что, сталкиваясь с такими космическими расходами на образование, студенты, особенно из регионов, это «образование мечты» часто толком-то и не получают. Так как родители из регионов объективно не могут «тянуть» на себе все расходы, дети начинают с первого курса тоже искать работу. Из-за этого на занятиях они появляются очень нерегулярно.

Ноу-хау коммерческого образования в Москве — аудитории без окон. Как владельцы обходят санпины — неясно, но зато зимой в таких кабинетах не дует ветер из окон. А отсутствие мобильного интернета и связи вообще хорошо: студентам сложнее сидеть в телефонах

Мы как-то с коллегами на кафедре дискутировали по поводу низкой явки студентов. Думали, дело в лени. Но те, кто откровенно поговорили с ребятами, сообщили: студенты, особенно из регионов, вынуждены не учиться, а работать, чтобы банально выжить в столице. Повезет, если работа по специальности.

Но, например, даже среди моих студентов-журналистов мало кто работает по специальности. Хотя именно журналисты, в отличие от многих иных специалистов, все-таки могут попасть без диплома и знаний на подработку в редакцию. Но в основном они трудятся репетиторами, продавцами, линейными менеджерами, администраторами, курьерами и даже тарологами-астрологами, которые прямо на занятиях продвигают свои услуги. Что говорить о других специальностях? Да, студент-медик может пойти подрабатывать санитаром. Только санитарам в Москве иногда платят всего 20 тысяч рублей, явно проигрывая ресторану «Вкусно и точка!»

Впрочем, московские студенты тоже работают. Недавно рассказали об абитуриенте из состоятельной семьи: есть и квартира, и машина. Бывший одиннадцатиклассник еще не поступил в вуз, но уже планирует пойти работать, чтобы выплачивать образовательный кредит, который берут его родители.

Аналогичная ситуация и в колледжах. Знаю, потому что во втором коммерческом вузе мне ставят занятия по технологии рекламного видео студентам среднего профобразования. И когда прихожу ко всем этим практикующим сборщикам мебели, продавцам-консультантам, стриптизершам, гардеробщицам со своими азами сценарного мастерства, режиссуры и операторского дела, порою чувствую себя настоящим сатрапом. Я им — про то, что в госстандарте написано и, вроде как, связано с будущей профессией, а они, прибегая урывками, смотрят на меня, как Карлсон на домомучительницу.

Да и на перерывах они обсуждают куда более насущные проблемы: у Гали опять отмена, Вованыч снова запил и надо выйти в его смену, а кто-то вообще в розыске и пришел на занятие, рискуя свободой. Какие тут жанры видеорекламы и монтажный язык! О чем вы, господин препод! Взывать к тому, что они типа учатся на рекламистов, бесполезно: вероятная должность в рекламном агентстве — дело далекого будущего, а за квартиру и еду платить надо уже сейчас. Да и сходить в «Бургер кинг» тоже хочется.

Про Ленинскую библиотеку столичные студенты тоже почти не знают. Стараниями преподавателей дипломники узнают хотя бы о КиберЛенинке

Дефицит времени на учебу закономерно сопровождается и дефицитом времени на социализацию. Это в провинциальных вузах студенты регулярно участвуют в каких-то творческих конкурсах, олимпиадах, спартакиадах, КВНах. В столице тех, кто может себе позволить такую студенческую жизнь, немного, поэтому нередко студенты запоминают одногруппников только к концу обучения.

А еще у многих столичных «платников» нет стимула стараться и получать оценки выше «тройки». А зачем, если главная мотивация — просто «досидеть» до диплома? И если в государственных вузах еще следят за своим реноме, и тех, кто совсем не справляется, все-таки отчисляют, то в коммерческих — раздолье профессиональной безграмотности.

А смысл что-то требовать от студента, если сам ректор дает установку: когда студент на экзамене открывает рот, преподаватель обязан поставить «удовлетворительно» вне зависимости от того, что сказано.

Суровое качество знаний

Подобное вынужденное отношение к учебе студентов и, местами, руководства демотивирует и преподавателей. Это в Сибири вместе с коллегами хотелось что-то менять и улучшать в учебном процессе, повышать квалификацию не для галочки, а ради передачи новых знаний студентам. В Москве такого рвения я особо не наблюдаю. А многие методики и технологии, освоенные провинциальными вузами лет 10-15 назад, в столице до сих пор ноу-хау.

Например, когда в 2020 году московские коллеги узнали, что я умею разрабатывать электронные курсы, на меня посмотрели, как на одаренного и стали обращаться за консультацией. В Сибири этот навык уже стал «поточным» явлением. А когда начал старшекурсников учить созданию лонгридов, некоторые из них признали курс чуть ли самым полезным из всех, что были. А ведь я давал ровно ту информацию, которая для многих провинциальных вузов стала привычной лет 10 назад.

Московские студенты вполне способные, но повторить опыт ровесников из России, описанный даже в учебниках, большинству мешает дефицит возможности регулярно посещать занятия

Признаюсь, что я сам первый год работы в Москве пребывал в иллюзии, будто мое провинциальное образование хуже столичного. Но после того, как мои материалы для сибирских первокурсников с успехом «зашли» и старшекурсникам, и магистрам, я ситуацию переосмыслил. А когда начал знакомить москвичей с практическими работами российских студентов — красноярцев, новосибирцев, питерцев — пришло понимание, что не каждый из них это повторит. И не потому, что они менее способные, а потому что для получения результата надо самое нереальное в столице — регулярно ходить на занятия. Высшее образование это все-таки не инфоцыганство, где за огромные деньги клиентов обещают научить всему всего за пару онлайн-консультаций.

Однако многие столичные преподаватели, демотивированные отсутствием настоящего интереса к учебе у студентов, берут пример как раз с инфоцыган. Ну, это когда самое главное в образовательном процессе — не знания, а зарплата. Мне самому как-то объясняли, что оптимальная стратегия — это прийти на пары, заставить студентов переписывать учебник, а самому заниматься прямо у них на глазах научной работой. А еще говорили, что некоторые к лекциям вообще не готовятся — зачем, если можно с умным видом зачитать Википедию.

Все равно на лектора редко обращают внимание, даже если он моноспектакль у доски показывает. Зато после Москвы я могу спокойно читать лекции даже голым стенам.

Так стоит ли ехать в Москву?

Ехать или не ехать учиться в Москву — это, безусловно, личное дело каждого. Тем более, что некоторые редкие направления подготовки в региональных вузах могут просто отсутствовать. Опять же, в Москве больше возможностей завести полезные профессиональные знакомства. Только для этого надо не на Патриках в ожидании чуда разгуливать, а вкалывать как ломовая лошадь.

Но тут получившие столичное образование вступают в жесткую конкуренцию с понаехавшими в Москву провинциалами, у которых есть не просто диплом, но и знания, компетенции, а зачастую еще и опыт работы по специальности.

Какую «ломовую лошадь» выберет столичный работодатель — ту, которая хоть что-то умеет и поймет его с полуслова, или ту, которой надо все объяснять с нуля? Это в регионах профессиональные комьюнити «троллят» вузы за качество знаний, которое их не устраивает, потому что кадры брать больше негде. А у ног столичных работодателей — вся дипломированная Россия.

Кирилл Зорин специально для Newslab,
фото из личного архива автора

Рекомендуем почитать