Фабрики – рабочим
Октябрьская революция и гражданская война стали важным рубежом истории краевой экономики. Все значимые предприятия стали собственностью государства, трестами. Например, в Красноярске были национализированы ликеро-водочный завод купца Щербакова и фарфорово-фаянсовая фабрика Мамонтова (работала в районе Центрального парка). Проекты иностранных инвесторов – нефтебазы шведских Нобелей, пароходство и лесопильные заводы норвежца Лида – тоже стали госсобственостью.
Из собственных «инвестпроектов» большевиков можно отметить разве что строительство обувной фабрики «Спартак» (ныне «Ионесси»). Первое за Уралом предприятие легкой промышленности появилось в центре Красноярска в 1922 году для снабжения обувью красноармейцев, рабочих и крестьян.
А вот основной упор новые советские власти сделали на лесозаготовках. Можно сказать, что именно 1930-е годы стали периодом зарождения промышленной заготовки леса. На всём бассейне Енисея начали появляться сплавконторы, ставшие основными работодателями для населения. В Красноярске в 1931 году появилось первое большое предприятие отрасли – деревообрабатывающий комбинат в устье Базаихи.
Примерно в тот же период в крае стала зарождаться ещё одна новая отрасль – цветная металлургия. Было принято решение о разработке руд на месторождении Норильск-1. О богатствах таймырских недр знали ещё в 19 веке, но мало, кто хотел заниматься бизнесом за Полярным кругом. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда в 1935 году проект передали в ведение НКВД, сразу же нашлись желающие строить рудники и обогатительную фабрику. С вводом мощностей в Норильске появился и аффинажный завод в Красноярске, в своём роде – «филиал» норильского комбината, предназначенный для выплавки драгметаллов севера.
В «большую тройку» отраслей одновременно с цветной металлургией и деревообработкой вошло и машиностроение. Будущий гигант отрасли, завод Красмаш – также начинал строиться в 1930-х годах на правобережье Красноярска. Но все эти стройки были длительными по времени, и к началу войны в экономической статистике краевого центра по-прежнему указывался лишь небольшой перечень промышленных предприятий: паровозо-вагоно-ремонтный, ликеро-водочный и фарфоровый заводы, обувная фабрика, а также конторы по сплаву леса.
На военные рельсы
Незапланированное форсированное ускорение индустриализации Красноярска придало начало Великой Отечественной войны. Вглубь страны, подальше от линии фронта было эвакуировано множество промышленных предприятий. Если точно, то только в 1941 году в Красноярск перевезли 22 завода, в том числе 8 оборонных. Предприятия приезжали с оборудованием, специалистами, готовыми технологиями, проектами и ассортиментом производимой продукции. Впрочем, учитывая обстоятельства, номенклатура эвакуированных предприятий имела выраженный военно-промышленный характер: снаряды, бомбы, минометы, зенитки.
В ряде случаев переехавшие с фронта заводы и фабрики «сливались» с местными заводами. Например, возводимый Красмаш поглотил в себя эвакуированные Калужский машиностроительный и Коломенский паровозостроительный заводы. Только-только задуманный к строительству Сибтяжмаш принял у себя Брянский «Красный профинтерн», и в Красноярске неожиданно для себя стали выпускать паровозы (серии СО17-1600). Небольшой авиаремонтный завод на острове Молокова принял у себя Таганрогский авиационный завод, и в Красноярске так же неожиданно для себя освоили выпуск самолетов (серии Бе-4). Норильский комбинат был усилен эвакуированным из Мурманской области Мончегорским никелевым заводом.
А в ряде случаев эвакуированные заводы были совсем «непрофильными» для Красноярья и положили начало новым отраслям. Например, Ленинградская кинопленочная фабрика превратилась у нас в завод «Квант». Ленинградский же радиозавод – стал у нас Красноярским радиозаводом. А переехавшая с Украины Прилуцкая махорочная фабрика стала впоследствии Канской табачной фабрикой.
В третьем случае эвакуированные заводы «перепрофилировали» местные производства под выпуск новой продукции. Яркий пример – перевезенные Люберецкий завод сельхозмашиностроения и Запорожский комбайновый завод, которые разместились на обширных площадях красноярского ликеро-водочного завода. После войны эти мощности не просто остались в Красноярске, но и практически полностью вытеснили алкогольное производство, превратившись в огромный Красноярский завод комбайнов. В каком-то смысле это был символический перелом: веками до этого алкоголь был основой доходов региона, но война обозначила нам промышленное будущее.
Ускоренная индустриализация
Послевоенные пятидесятые годы дополнили ансамбль краевой промышленности новым высокотехнологичным звучанием. Принимается решение построить секретный Железногорск, в котором начнут выпускать оружейный плутоний. И чуть позже – решение о строительстве секретного Зеленогорска, где начнут производство оружейного урана. Вскоре в Железногорске появляется второе градообразующее предприятие – спутникостроительный завод. Таким образом Красноярский край становится одним из центров атомной и космической промышленности.
Растущей экономике требовались соответствующие энергомощности. Поэтому шестидесятые годы стали прорывными для развития отрасли энергетики. О потенциале возведения плотин на быстром мощном течении Енисея знали давно, но к строительству Красноярской ГЭС приступили только в конце пятидесятых. В итоге она стала самой мощной гидроэлектростанцией в мире. Параллельно были введены две мощных ГРЭС – Назаровская и Зеленогорская. Кстати, атомный реактор в Железногорске тоже настроили на производство тепловой и электрической энергии.
В свою очередь, избыток мощностей позволил заняться энергоёмкими производствами. В частности, выпуском алюминия. Собственно, решение о строительстве Красноярского алюминиевого завода принималось одновременно с решением о строительстве ГЭС. Тогда (как, впрочем, и сейчас) гидроэлектростанция в Дивногорске была частью не столько энергетики, сколько «вспомогательным цехом» алюминиевого комплекса: ГЭС, Красноярский алюминиевый завод, Ачинский глиноземный комбинат и КраМЗ.
В любом случае, мощнейшая в мире плотина позволила создать и мощнейшее производство крылатого металла. Алюминий прочно и объёмно вошёл в «сплав» краевой индустрии.
Золотое кольцо
Отдельного упоминания заслуживает ещё одно семейство предприятий, рожденных в 1950-60 годы. Обилие недорогой древесины позволило создать новую мощную отрасль – лесохимию. Она объединила Биохимический завод (он, впрочем, утилизировал опилки ещё с сороковых годов), Завод синтетического каучука, Завод химического волокна (и здесь же – шёлковый комбинат), Целлюлозно-бумажный комбинат, Шинный завод, Завод резинотехнических изделий, химкомбинат «Енисей» и Завод медпрепаратов.
Их не зря называли «золотым кольцом» красноярского химпрома. Спирт Биохимзавода шёл на производство каучука. Каучук и кордная ткань Химволокна – отправлялись на Шинный завод и Завод резинотехнических изделий. Целлюлоза с ЦБК была сырьём для Завода химволокна. Биохимзавод и каучуковый завод снабжали, в свою очередь, Завод медпрепаратов. Это кольцо предприятий было замкнутым лишь в технологическом смысле, в действительности, продукция красноярской химии была известна далеко за пределами края, и экспортировалась по всему миру.
Семидесятые годы усилили машиностроительный акцент нашей экономики. Понимая важность перевозки грузов в больших объёмах, необходимых для промышленности, Москва не даёт нам начать выпуск грузовиков, но распоряжается построить под Красноярском завод автоприцепов. Его продукция, действительно, оказалась востребованной: в 1974 году завод был введён, а уже в 1977 году здесь выпустили тысячный прицеп. Завод в чистом поле дал рождение городу Сосновоборску. А на другом берегу Енисея появился микрорайон Солнечный. Его тоже построили для машиностроителей, но уже другого завода – Крастяжмаш. Предприятие стало выпускать гигантские карьерные и шагающие экскаваторы для угольных месторождений КАТЭКа.
В восьмидесятые ренессанс переживает золотодобыча. Новые методы геологоразведки позволяют обнаружить богатейшие месторождения – Олимпиадинское, Эльдорадо и другие. А новые технологии обогащения руды позволят реанимировать старые рудники, считавшиеся исчерпанными. На Совруднике и Васильевском руднике строят большие ЗИФы – золотоизвлекательные фабрики. Край снова становится центром – теперь уже не артельной, а промышленной – добычи золота.
Основой индустрии Красноярского края в 20 веке была, так называемая советскими экономистами, «Группа А» - производство средств производства: добыча ресурсов, выпуск материалов и оборудования. Но делали у нас и товары народного потребления. За это отвечали Телевизорный завод, Завод холодильников, Ачинская обувная фабрика, Канская трикотажная фабрика, фабрика «Енисей» (пианино), фабрика «Детская игрушка» и многие другие. Безусловно, как и в любом другом регионе, широко представлены были предприятия стройиндустрии: цементные и кирпичные заводы, заводы металлоконструкций. А также – пищевые предприятия по всему краю.
Большая перемена
На излёте советской власти Красноярский край был одним из самых (если не самым) индустриальных регионов страны. Сам Красноярск был городом с десятками труб и запахов. У каждого района, как в стихотворении Джанни Родари, был собственный запах. Железнодорожный пах углём, Советский – фтором, в аромате Свердловского смешивались нотки свежих пиломатериалов, пивных дрожжей и пенициллина, Ленинский район раскрывал букет целлюлозы, каучука и резины, а иногда, с восточным ветром – птицефабрики. Кировский пах смесью цемента, сварки и вискозы. Даже малопромышленный Октябрьский район периодически пах свежим хлебом, маргарином, кисломолочкой и мясокомбинатом.
Перестройка и рыночные реформы существенно перекроили структуру краевой индустрии. Проще назвать те заводы и фабрики, которые остались. Такие можно свести в три группы: оборонно-стратегические, экспортно-ориентированные и жизнеобеспечивающие. То есть ровно те предприятия, кто смог обеспечить сбыт (внутренний или внешний), либо был поддержан государством в стратегических целях. В отраслевом разрезе наибольшие потери понесли машиностроение, химпром и производство товаров народного потребления, не выдержавшие конкуренции с импортом.
В новое время существенную долю валового регионального продукта стали формировать отрасли торговли, финансовый сектор, общепит, сектор услуг и транспорт. Наглядным свидетельством процесса стало открытие торговых центров на площадях бывших заводов. Однако накопленный в прошлых поколениях ресурс краевой индустрии оказался настолько огромным, что целиком промышленность не исчезла. И даже не потеряла своих лидерских позиций. Основу экономики региона по-прежнему формируют промышленные предприятия металлургии, энергетики, переработки полезных ископаемых и лесного комплекса.
Новые лидеры
Более того, уже в новом веке произошло ещё одно тектоническое изменение структуры экономики. Практически с нуля в крае появилась новая перспективная отрасль – добыча нефти. Освоение Ванкорского месторождения ввело Красноярский край в число регионов-лидеров нефтедобычи. Сейчас пик добычи на Ванкоре пройден, но на горизонте освоение Таймырских нефтегазоносных месторождений, ещё более масштабных. Нет сомнений, что нефть ещё долгое время наравне с цветной металлургией будет обеспечивать основу доходов региона.
Второй восходящий тренд – постепенное возрождение машиностроения. Пока в небольших объёмах, но появляются производства специального оборудования, шахтной и карьерной техники и даже гражданских вездеходов. Если ещё недавно ростки машиностроения носили характер частной инициативы, то сейчас политика импортозамещения направлена на стимулирование появления и расширения таких производств.
Третий тренд это, собственно «третий сектор экономики». Конечно, край не вернётся к тотальному доминированию промышленности. Ему требуется полноценное развитие всех направлений, включая сферу услуг, креативные индустрии, онлайн-торговлю, IT-сферу, туризм и общепит. И сейчас это происходит, здесь также всё началось с частных инициатив, которые теперь готово поддержать государство. Примерами могут стать гастрономия, неожиданно для многих ставшая визитной карточкой Красноярска. Или сфера туризма, которая по количеству заявляемых новых инвестпроектов стала занимать второе место после промышленности.
Какой будет картина экономики региона в ближайшем будущем? За всю свою историю Красноярье зарабатывало самыми разными способами, переживало много взлётов и падений, здесь был свой пушной век, железный век, золотой век, пройден путь от торговли невольниками до производства космических аппаратов. Какой бы ни была структура народного хозяйства в дальнейшем – можно не сомневаться, что Красноярский край всегда будет экономически сильным регионом. У нас для этого, как минимум, два веских основания: огромные богатства природы и мы – люди с сильным характером, творческие, умные и скромные.
Интернет-газета Newslab