Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
- повышают ли курсы производительность;
- увеличивают ли тренинги продажи;
- улучшают ли вебинары качество работы;
- совершенствуют ли опросы уровень сервиса;
- выявляют ли потенциала каждого из работников и др.
Некоторые цели подразумевают получение конкретного результата: например, компания внедрила новое ПО, провела обучение и сотрудники научились работать с программой. Другие же предполагают отсроченные, стратегические результаты. Например, повышение мотивации, лояльности или сплоченности коллектива. Тогда возникает вопрос: как оценить эффективность обучения персонала? Какие критерии использовать и как анализировать данные?
Метрики эффективности обучения
Для оценки обучения сотрудников используют разные методы, которые собирают и анализируют данные. Основными показателями являются числовые данные, или метрики. Вот самые популярные и легко собираемые из них:
Скорость завершения курса. Эта метрика показывает, сколько времени сотрудникам понадобилось для освоения учебных материалов. Она полезна, когда задача четко определена: например, освоить новую технику, ПО или сдать экзамен. С её помощью можно определить, кто из сотрудников быстро обучается, а кто медленно. Удобно следить за прохождением онлайн-курсов с тестами в конце каждого блока.
Вовлеченность сотрудников. Эта метрика оценивает, насколько сотрудники заинтересованы в обучении. Она учитывает посещаемость и активность. Однако сотрудники могут имитировать интерес, что снижает точность оценки.
Удовлетворенность обучением. Это субъективная метрика, так как сотрудники не всегда откровенно выражают свое мнение. Например, один может похвалить курс, опасаясь негативных последствий за критику. Это может исказить реальную картину, потому что сотрудники могут давать положительные отзывы, даже если обучение им не принесло пользы. Часто удовлетворённость и вовлечённость связывают.
Однако в компаниях, где коллектив доверяет руководителям, этот метод хорошо работает. Анализ метрики позволяет отказаться от неэффективного образовательного контента и вложиться в более полезный. Также можно использовать анонимные опросы и анкетирование – тогда сотрудники будут более откровенны.
Окупаемость обучения. Окупаемость инвестиций – четкая математическая формула (ROI, Return On Investment). Из прибыли (Х) вычитается объём вложенных средств (Y), делится на этот объём (Y), а затем умножается на 100. Показатель (ROI) в процентах показывает эффективность вложений.
Пример. Вы вложили 500 тысяч рублей, прибыль составила 1,5 млн. ROI = (1 500 000 − 500 000) ÷ 500 000 × 100 = 200 %.
Для более объективного результата есть смысл вводить в эту формулу не чистую прибыль компании, а рост прибыли.
Но и у этой метрики есть свои минусы:
- Прибыль может зависеть и от других факторов.
- Этот показатель используется на длинной дистанции – от одного года. если с момента обучения прошло две недели, показательнее будут метрики удовлетворенности и вовлечённости.
Скорость закрытия продаж. Обычно используется на длинной дистанции. К примеру, компания вложилась в обучение работников отдела продаж, и через год они стали продавать в два раза больше. Здесь можно считать, что обучение дало свои результаты. Однако и тут есть нюансы:
- Возможно, конкурент ушел с рынка или выросло качество вашей продукции, а менеджеры тут ни при чем.
- Если же продажи упали, совсем не факт, что обучение было бесполезным. Возможно, сотрудникам просто некогда было учиться.
Целесообразно анализировать все метрики в комплексе – две, три или даже сразу пять метрик, в зависимости от методики.
Как измерить эффективность обучения с помощью модели Киркпатрика
Одна из популярных комплексных методик оценки эффективности обучения персонала – модель Киркпатрика. Она была разработана более полувека назад, но до сих пор популярна. В этой модели используется четыре метрики:
- Реакция (соответствует удовлетворенности).
- Обучение – анализ того, что было усвоено и насколько глубоко.
- Поведение – применяются ли знания и навыки в практической деятельности.
- Результаты – что получила от инвестиций компания.
Минус методики: с каждой ступенью сложность аналитики повышается — на первой достаточно провести опрос. Однако точность оценки эффективности обучения персонала на основании этих данных вряд ли будет высокой.
Четвертая же ступень требует приложения таких усилий и затрат, что аналитика может обойтись дороже обучения, в чем признавался сам Киркпатрик.
iSpring Learn для обучения персонала и аналитика эффективности
Оценка большого массива данных, особенно при использовании сразу нескольких метрик, требует много времени. Отслеживать эффективность обучения и экономить на этом позволяет платформа для корпоративного онлайн-обучения iSpring Learn. Разберем как это работает:
Автоматически собирает данные. Например, вы можете запустить опрос для определения удовлетворённости или тест для проверки знаний, а система сама соберет аналитику и сформирует отчёт.
Отслеживает активность пользователей. Система показывает, кто из пользователей и как часто заходит на платформу, как долго проходят курсы, в каких местах возникают сложности.
Напоминает сотрудникам о непройденных курсах. Система присылает пуш-уведомления в приложении, а также по почте. Так сотрудник точно не пропустит важное обучение.
Оценка эффективности обучения на платформе iSpring Learn может проводиться разово или регулярно, использовать опросы или долгосрочную статистику. Работодатель сам выбирает, какие метрики и инструменты ему нужны. Это экономит много времени, которое раньше требовалось целому отделу аналитиков. iSpring Learn сам обрабатывает данные и предоставляет готовые результаты.
Оформить демо-доступ на 14 дней можно по ссылке.
Реклама. ООО «Ричмедиа». erid: 2VfnxwJpGit