Индекс бигмака
Это самый известный в мире индекс из неофициальных — необычный способ сравнить валюты и выяснить «естественный» обменный курс по отношению к доллару США. Почему бигмак? Во-первых, его можно купить почти в любой стране, а во-вторых, в составе гамбургера — самая распространенная и понятная всему миру еда: мясо, сыр, зелень, хлеб. Индекс придумали издатели британского журнала The Economist в 1986 году, взяв за основу теорию паритета покупательной способности.
Что это за теория?
Сперва разберемся с термином «покупательная способность». Это показатель того, сколько товаров мы можем купить на определенную сумму денег. Например, в прошлом году вам хватало 1000 рублей, чтобы купить молоко, хлеб, колбасу и прочее на неделю, а теперь тот же набор стоит 1040 рублей, значит, покупательная способность рубля упала. Падение покупательной способности валюты — это инфляция.
А паритет покупательной способности — теория, по которой валюты разных стран нужно сравнивать по тому, сколько денег требуется отдать за один и тот же товар в разных странах. Например, если в России яблоко стоит 10 рублей, а в США — 1 доллар, значит, 10 рублей стоят 1 доллар. Следовательно, обменный курс — 0,1 доллара за рубль. Потому что (по этой теории, а не в реальности) у яблок одинаковая ценность и в России, и в США.
Таким образом, по теории паритета покупательной способности один и тот же товар должен стоить одинаково в любой стране, а обменный курс валюты должен определяться тем, сколько денег за этот товар нужно заплатить.
Пример: представьте два диких племени, которые впервые встретились. И у тех и у других есть «деньги»: одни меняют товары на крысиные хвостики, другие — на жемчужины. И по какому курсу прикажете совершать exchange несчастным людям-дикарям, сколько хвостиков давать за жемчужину? Логично было бы сравнить по товару: у первых топор стоит 20 хвостиков, у вторых такой же топор — 4 жемчужины. Значит, одна жемчужина стоит 5 крысиных хвостиков. А способ, которым мы только что сравнили две валюты, в веках останется как «индекс топора».
Индексу бигмака можно доверять?
Вовсе нет. С самого появления индекс не был серьезным, он не учитывает таких факторов, как спрос населения, количество импортных и местных продуктов в каждом бигмаке, конкуренцию, локальную стратегию сети, местную специфику и много чего еще. Допустим, в Индии, где говядину не едят, в составе бургера — баранья или куриная котлетка, но при расчетах индекса на это закрывают глаза. Кроме того, в стране может резко меняться курс внутренней валюты, а значит, и цены.
Например, в Венесуэле в 2012 году были самые дорогие бигмаки в мире (7,92 доллара), а через три года — уже самые дешевые (0,67 доллара). Так что индекс стал популярным не потому, что отображает адекватную реальность, а потому, что понравился читателям, ведь это веселый способ сравнить валюты.
Зачем в реальной жизни нужен индекс бигмака?
Практической пользы от него нет, можно лишь сравнивать валюты через бургер и определять, какая из них переоценена, какая недооценена. Напомним, согласно индексу бигмака в феврале 2022 года российский рубль оказался самой недооцененной валютой в мире. Согласно данным журнала The Economist, в январе 2022 года один «Биг Мак» стоил 135 рублей, или 1,77 доллара в России, а в США — 5,81 доллара, или примерно 441 рубль на тот момент. И если измерять мир бигмаками, то рубль был недооценен на 70 %. То есть в вымышленном мире победившего паритета доллар стоил бы 23,24 рубля.
По индексу бигмака самыми переоцененными валютами на январь 2022 года были швейцарский франк и норвежская крона. Все остальные валюты в мире были недооценены (по отношению к доллару США). Сильнее всего — российский рубль, вместе с ним в тройку самых недооцененных валют попали турецкая лира и индонезийская рупия.
В реальном мире «бургерономика» не работает. Так, в 2022 году в России на 1000 рублей можно было купить семь бигмаков, в США — два, а в Швейцарии — только один.
Конкуренты бигмака
В последнее время появляются новые индексы — они основаны на том же принципе, что и «бигмачный», но вместо бургеров используют другие продукты и товары. Впрочем, пользы от таких сравнений не больше, чем от индекса бигмака.
Индекс латте
Аналитическая компания ValuePenguin измеряет мир маленькими чашками латте из «Старбакса» (tall latte). И в 2021 году в России этот кофе был самым дорогим в мире.
Индекс айпода
Австралийский банк Commonwealth Securities предложил использовать для анализа покупательной способности валют индекс iPod — он сравнивает долларовую цену MP3-плеера iPod Nano объемом 2 Гб.
Как еще весело можно посчитать?
Индекс свидания
Deutsche Bank ежегодно публикует индекс свидания для городов — немцы строят рейтинг дороговизны городов, сравнивая цену на романтический комплект из поездки в такси, ужина на двух человек в пабе, стоимости двух бокалов пива и двух билетов в кино с напитками. Так, в 2017 году самые дорогие свидания проходили в Цюрихе. Москва — на скромном 35-м месте.
Индекс борща и оливье
Рост потребительских цен можно измерить с помощью индекса конкретного блюда. Например, в России регулярно рассчитывают стоимость борщевого набора (в него входят самые популярные овощи: картошка, капуста, морковка и другие) и индекс оливье, без которого Новый год не Новый год. Кстати, этот индекс вполне работает — позволяет оценить изменения цен потребительской корзины.
Например, согласно данным аналитического центра АКОРТ, в августе 2024 года минимальная стоимость овощного борщевого набора в российских торговых сетях снизилась на 10 %, до 39,75 руб. Больше всего за год подешевели: морковь — на 19,05 %, свекла — на 14,15 %, белокочанная капуста — на 10,7 %. Стоимость других продуктов борщевого набора также уменьшилась в августе. Например, картофель подешевел на 5,9%, лук — на 5,7%.
В целом по стране, по данным Росстата, базовый борщевой набор стоит 49,2 руб. — на 19 % выше, чем в сетевом ретейле. Борщевой набор с говядиной в торговых сетях подешевел на 3 %, до 79,5 руб., что на 40 % ниже средней стоимости аналогичного набора (132 руб.), по данным Росстата. Стоимость набора с курицей и свининой снизилась за месяц на 4 и 5 % соответственно.
Индекс красной помады
Этот индекс придумали в американской парфюмерно-косметической компании Estee Lauder. Согласно ему, в тяжелые экономические времена женщины ограничивают себя в покупках дорогой одежды, сумок и обуви, но отказать себе в покупке шикарной красной помады не могут. Соответственно, парадокс: в стране кризис, а продажи люксовой помады растут.
Разные организации во всем мире изобретают свои нестандартные индексы, с помощью которых пытаются уловить тенденции в экономике. В итоге появляются неожиданные маркеры, например, продажи мужских трусов (чем меньше их продают, тем хуже обстоят дела в стране), высота каблуков и длина юбок (чем выше каблуки и короче юбки, тем лучше развивается экономика) и многие другие.
В принципе, вы тоже можете вывести свой показатель — например, определить, как связана ситуация в экономике с наличием бесплатных пакетов в супермаркетах.
Впрочем, вряд ли получится точно измерить происходящее в мире чашками кофе или цветом губной помады. Экономика — сложнейший процесс, и делать глубокие выводы о благосостоянии населения по цене гамбургера или даже целой кастрюли борща невозможно. Перечисленные способы создавались скорее для развлечения читателей, и относиться к ним чересчур серьезно не стоит.
По материалам проекта «Финансовая культура» ЦБ РФ