Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Тут „понаехов“ совсем не любят»: как Краснодар стал вторым домом для красноярки

«Тут „понаехов“ совсем не любят»: как Краснодар стал вторым домом для красноярки

25.09.2024
34
Красноярка Татьяна решилась уехать на юг и не пожалела

«Ночевали в машине»

Мой переезд в Краснодар случился, можно сказать, спонтанно. Мы с семьей жили в Красноярске и хотели перебраться в новую квартиру, но никак не могли найти такую, чтобы она удовлетворяла всем запросам. Тогда риелтор ради разнообразия дала посмотреть варианты из Краснодара. Неожиданно, но там идеальное предложение нашлось сразу — нас устроила и цена, и планировка. Все решилось быстро и по наитию. Я работаю на себя, а муж часто в разъездах, поэтому город проживания для нас не был принципиальным вопросом.

Нельзя сказать, что об этом городе мы совершенно ничего не знали. За несколько лет до этого в Краснодар переехала наша старшая дочь. Мы гостили у нее однажды летом — прочувствовали на себе южную жару. Оказалось, что такой температурный режим нам вполне подходит, а уже спустя год подвернулся хороший вариант с жильем.

Материалы по теме

В апреле 2021 года мы заключили договор, а уже 1 июля выехали в Краснодар, чтобы успеть ко времени сдачи квартиры. Переезжать решили на машине. Вдвоем со старшей дочерью загрузили вещи и четыре дня провели в пути. Ехали весь световой день, а ночевали прямо в машине — было страшно останавливаться в незнакомых отелях. За рулем была только я, у дочери нет водительских прав.

От этой поездки остались неоднозначные впечатления — с одной стороны, азарт и интерес, а с другой — усталость от постоянного нахождения в одной позе без нормального отдыха. На дороге случалось всякое. Например, на объездной трассе рядом с Челябинском нас застала жуткая гроза со сплошным ливнем. Все машины на трассе встали на обочину, даже с минимальной скоростью ехать было нереально. Но страха у меня никогда не было — я просто делала действия, не задумываясь о том, что будет потом, ведь проблемы нужно решать по мере их поступления.

«На фрукты трачу не меньше, чем в Красноярске»

Краснодарские цены не сильно отличаются от красноярских, но на чем-то (например, на зимнем гардеробе) можно сэкономить. Одна только шуба, без которой пережить красноярские холода довольно трудно, — это плюс 200 тысяч рублей к затратам. Если еще добавить хорошие теплые сапоги, меховую шапку и прочее, то выйдет немаленький чек. В Краснодаре многие ходят круглый год в кроссовках, а зимой можно обойтись осенней курткой.

А вот фрукты и овощи тут вовсе не такие дешевые, как может показаться. Для примера — килограмм персиков стоит 150 рублей, арбузы продают по 25 рублей за килограмм, огурцы можно найти за 60 рублей.

Но при этом качество продуктов в разы выше красноярских. Да, я потрачу не меньше, но буду точно знать, что куплю спелый и вкусный фрукт.

Приезжим сибирякам могут броситься в глаза растущие прямо на улицах плоды. Это и виноград, и алыча, слива, грецкий орех, вишня, абрикосы. У местных особого интереса к ним нет — обычно обилие плодов можно заметить рядом с частным сектором, а у них этого добра и так хватает. Остальным срывать что-то с деревьев просто неловко.

«Местные тоже любят отдыхать на море»

Существует мнение, что жители юга почти не бывают на море. По моему опыту, это не так даже для жителей Краснодара — города, где прямого выхода к нему нет. Местные вовсе не сторонятся такого отдыха. Они выбирают места поближе и знают хорошие локации, о которых абы кому не расскажут. Некоторые пользуются услугами перевозчиков, которые на мини-автобусах на один день катают отдыхающих в Геленджик или другие близлежащие бухты и хутора.

Остальные по старинке выбирают Сочи. Добраться туда из Краснодара проще всего на электричке. Да, ехать придется пять часов, но проведете вы их относительно комфортно — даже бесплатный Wi-Fi можно поймать. К тому же, «Ласточка» едет вдоль побережья, поэтому в светлое время суток можно наслаждаться прекрасными видами (иногда, правда, на нудистские пляжи).

Пытаться доехать на машине — гиблое дело. На трассе скапливаются километровые пробки, из-за которых время в пути растягивается до 11 часов. Сама дорога из-за рельефа крайне извилистая, так что даже самого стойкого порой может укачать.

Из популярных туристических мест мы пробовали останавливаться в Адлере, на Лазаревском и Имеретинском курорте, из которых мне понравился только последний. Адлер переполнен людьми. Сам по себе курорт тесный, а с учетом толп приезжих там просто не протолкнуться. Вокруг постоянный шум, люди ходят по улицам в одних купальниках. Жить там невозможно, да и отдыхать тоже.

Лазаревское отталкивает своим ландшафтом. Дома стоят на крутых холмах, куда заедет не каждая машина. Смотришь на припаркованные под углом 60 градусов авто — сердце кровью обливается.

Краснодар прекрасен именно тем, что это не курорт, а обычный южный город. Тут все делают для людей, а в Сочи — для выкачивания денег из туристов.

«„Кубаноидам“ хочется только отдыхать, а не работать»

Я общалась с красноярцами, которые переезжали в Краснодар, но потом возвращались. Они говорили, что не нашли общего языка с местными. Могу их понять — люди здесь действительно сложные. Не зря некоторых из них называют «кубаноидами», что в общем-то звучит довольно обидно. Я бы описала таких людей как самоуверенных, ленивых, иногда высокомерных и очень медлительных.

Это в сибиряках заложена работоспособность, потому что по-другому в наших краях не выжить. Здесь же люди все время проводят на жаре, и единственное, что им хочется — это отдыхать, но уж точно не заниматься делом. Простой пример. Мы искали рабочих для ремонта в квартире. Стоило нам договориться с людьми, оплатить им один день работы — на следующий они уже не выходили, так что приходилось искать новую бригаду.

Больше всего это сказывается на качестве услуг. Хороший бьюти-мастер здесь — на вес золота. Маникюр или стрижку «специалисты» делают неряшливо, лишь бы поскорее закончить. Они понимают, что если уйдет этот клиент, то придет другой. Обслуживание в кафе, конечно, на голову выше сочинского, но все еще не дотягивает до Красноярска.

Как правило, если кто-то делает свою работу хорошо, то он с большой вероятностью неместный. Именно такие люди трудятся в учреждениях и на предприятиях, где требуется какая-никакая ответственность.

Сами местные так называемых «понаехов» совсем не любят, обычно общаются с нами по-хамски. Хотя в Краснодаре очень много приезжих, причем из абсолютно разных мест.

Если пройтись вдоль парковки и обратить внимание на автомобильные номера, разнообразие будет огромным — от «соседей» вроде 126-го региона (Ставропольский край), до 154-го или 158-го (Новосибирская и Пензенская области). Кстати, наш 124-ый тут тоже совсем не редкость. Когда встречаю такие автомобили, становится приятно на душе — значит, ты не один.

«На дорогах не стоит ожидать уважения»

Такая гремучая смесь из разных менталитетов и привычек больше всего влияет на дорожную ситуацию. Все-таки у всех регионов своя культура вождения. В Сибири, например, люди обычно взаимовежливые и стараются друг другу помогать. Здесь же никогда не знаешь, чего ожидать от других водителей. Но вот чего точно не стоит ожидать — это уважения.

Краснодар по своему строению достаточно тесный город, а плюсом к этому обочины постоянно заставлены авто. Как итог, проезды крайне узкие, машины выезжают отовсюду, нагло влезают и перестраиваются, и между всем этим приходится маневрировать. В эти моменты думаешь только о том, как бы живой добраться до дома.

Из-за этого город стоит в перманентных пробках, которые намного серьезнее красноярских. Например, Тургеневский мост, который разделяет Краснодар с Новой Адыгеей, 90 % времени забит. Хорошо, если ты не ограничен во времени и можешь запланировать дела на обеденное время или поздний вечер — тогда есть шанс избежать серьезных заторов.

Но при всех проблемах не иметь своего авто в Краснодаре невозможно. Новые микрорайоны строят на окраинах города, площадь ширится, но инфраструктура не поспевает. Передвигаться на автобусе по Краснодару крайне трудно и иногда невыносимо из-за неработающих кондиционеров и большой толкучки.

«Внутри Краснодара вырастают отдельные города»

Краснодар растет как на дрожжах — сюда постоянно приезжают люди из других регионов, вместе с этим отстраиваются новые районы (кстати, город считается одним из самых быстрорастущих в России). В поисках нового места для застройки Краснодар «захватывает» близлежащие земли и наращивает площадь.

Мы, например, взяли квартиру в Новой Адыгее — фактически это аул, но теперь он считается пригородом Краснодара, который при этом находится близко к центру. У нашего микрорайона есть та самая проблема с инфраструктурой, о которой я говорила, — без машины тут не обойтись.

Именно поэтому такие ЖК стараются «обрасти» нужными объектами, чтобы жителям не приходилось из них выезжать. Например, рядом с нашими домами есть большой торговый ряд с супермаркетами разной ценовой категории, который может заменить поездку в «город». С этого года открылась школа — раньше детей со специальной остановки прямо на междомовой территории забирал автобус, который отвозил их на учебу. Словом, ощущения такие, что внутри города растет другой, отдельный город.

Но там, где бурное строительство, ожидаем и бурный рост цен. И вторичный, и первичный рынок постоянно растут. Для примера: одна семья за полгода до нас купила в том же микрорайоне евродвушку за 900 тысяч рублей, мы взяли такую же уже за 1,9 млн рублей, а сейчас наша квартира стоит 3,5 млн рублей.

«Лучше терпеть сильную жару, чем сидеть в шерстяных носках с обогревателем»

Смена города для меня больше всего ощущается в климате. Хоть я и люблю Красноярский край, но терпеть жесткие морозы уже надоело. Не скажу, что тут зимой совсем не бывает холодно. Иногда может подняться сильный ветер, но и в шубу укутываться не приходится. Снег лежит пару недель за весь сезон, но сугробов ростом с человека тут не увидишь — либо все растает само, либо городские службы расчистят.

Самые холодные зимние недели можно «переждать» в более теплом местечке. Мы с мужем часто катаемся на термальные источники. Добраться можно за пару часов, погреться и подлечиться, а потом назад.

Летом бывает сильная жара. Тогда стараешься выходить на улицу рано утром или вечером, когда воздух не перегретый. Дома спасает кондиционер. В Краснодаре его наличие в квартире  это стандарт. Из-за этого и фасады, особенно старых построек, выглядят чуть специфично — все «утыканы» коробочками. Для меня перенести духоту проще, чем мороз, поэтому я все равно предпочту это обогревателям и шерстяным носкам.

Что касается экологии, Краснодар достаточно чистый. Здесь не так много производств, город неплохо озеленен и хорошо проветривается, поэтому выхлопы долго не задерживаются. А вот вода здесь не очень. Из-под крана течет вода из скважин специфического металлического привкуса и запаха, поэтому без фильтра не обойтись. В качестве альтернативы по всему городу расставлены автоматы для набора питьевой воды.

Сейчас я однозначно считаю Краснодар своим домом. Я уже полностью привыкла к местным особенностями, а атмосфера города откликается у меня в душе. Здесь я полюбила весну и осень. В Сибири в это время холодно, а тут ты наслаждаешься комфортной температурой. Это прекрасно, когда в любое время года ты можешь выйти на улицу и насладиться моментом.

Беседовала Елизавета Чурилова специально для Newslab,
фото из личного архива героини интервью

Где живут бывшие красноярцы

Рекомендуем почитать