Что такое селфхарм? Как именно вредят себе дети?
Селфхарм — это несуицидальное самоповреждающее поведение. Дети могут вредить себе по-разному. Чаще всего наносят себе порезы, могут обжигать кожу, наносить побои, употреблять препараты в количестве, достаточном для отравления.
Если, например, порез сделан единожды — это еще не самоповреждающее поведение. Таковым оно считается, если ребенок повреждается какое-то время, также обязательно наличие психологических целей и причин.
В каком возрасте ребенок начинает прибегать к селфхарму? Почему?
Из моей практики, самый ранний возраст — 11 лет. Причины для этого разные. Главная — это конфликты в семье. В подростковом возрасте они воспринимаются гораздо тяжелее.
Здесь очень важно понимать, какая у ребенка семья. Она может быть деструктивной, где родители препятствуют личностному развитию, или дисфункциональной, где в семье отсутствует тепло и доверие между детьми и родителями, взрослым свойственно холодное отношение к ребенку, дистанцированность.
Также среди причин можно выделить детскую депрессию, школьный буллинг, заниженную самооценку, перфекционизм. Развивается непереносимость конкретной ситуации, и ребенок ищет пути, как справиться с возникающими из-за нее эмоциями.
Порезы, ожоги, побои — это симптомы, которые говорят о том, что психическая боль очень сильная. Цель самоповреждения — не умереть, а сделать себе легче на душе.
Зачем дети наносят себе повреждения?
Есть три теории селфхарма, которые объясняют, почему ребенок из раза в раз наносит себе повреждения.
Первая теория — серотониновая. У части людей серотонин, гормон улучшения общего самочувствия, вырабатывается в недостаточном количестве. Когда человек причиняет себе боль, она вызывает подъем серотонина.
Вторая теория — во время нанесения раны или ушиба у человека срабатывает опиоидная система, которая вырабатывает обезболивающие вещества и даже те, что способны вызвать эйфорию. Естественно, ребенок может на это подсесть. Ко мне приходили дети с многочисленными порезами, и по характеру порезов видно, что ребенок давно наносит себе порезы, сначала они маленькие, а затем они глубже и больше. Подростки становятся более толерантными к боли, поэтому недооценивать проблему селфхарм нельзя.
Третья теория — кортизоловая. Кортизол является гормоном стресса. У некоторых подростков уровень кортизола низкий, порез вызывает подъем кортизола и помогает справиться со стрессом.
Можно сказать, что селфхарм становится зависимостью. Вырабатывается привычка: поссорился — самоповредился, двойку получил — самоповредился. Ребенок учится справляться со стрессом только таким методом, а по-другому ему трудно совладать с эмоциями.
Что говорят сами дети?
Пример из практики, разговор с подростком:
— При каких обстоятельствах ты решил выпить таблетки?
— Если честно, всё достало — родители, школа. Все твердят, что нужно учиться, а я не понимаю, зачем... За день до этого отец отобрал у меня планшет, я взбесился. Вначале была злость, я хотел порезать руки, но испугался. Потом я немного успокоился и решил выпить безобидных таблеток, чтобы от меня отстали.
— Ты хотел умереть?
— Нет, я точно не хотел этого. Просто меня всё достало.
— А сейчас ты как к этому относишься?
— Ну да, я был не прав, потому что я посадил себе печень. Теперь временно не могу заниматься спортом.
— Как ты думаешь, а можно было бы поступить по-другому?
— Не знаю, если опять будут наезжать, наверное, опять сорвусь.
Еще один диалог с мальчиком 15 лет:
— Почему ты решил порезать руки?
— В последнее время я плохо соображаю, настроение ужасное, будто волна страха накатывает. Таким образом прихожу в себя.
— Насколько это тебе помогает справиться?
— Немного да, настроение улучшается. Я боюсь этих приступов, боюсь себе навредить.
— Ты рассказывал кому-то о своём состоянии?
— Никому. Я пытался что-то сказать родителям, но они меня не слушают, говорят: всё пройдёт, что сейчас возраст у меня такой. Друзья в последнее время стали ко мне плохо относиться.
Часто взрослым кажется, что такими поступками дети просто хотят обратить на себя внимание. Так ли это?
Наоборот, чаще всего дети скрывают это. Они говорят: «Да, я режусь , но мама не знает». Я помню, ко мне пришла такая девочка, которая скрывала от родителей порезы. Я спросила, может ли она мне показать. Девочка согласилась. Все ноги девочки были в порезах. Ребенок уже резался неизвестно сколько времени.
Те дети, которые пытаются чего-то добиться селфхармом, встречаются гораздо реже. Как правило, они наносят себе повреждения целенаправленно, а не импульсивно. А еще рассказывают об этом родителям, друзьям или наносят повреждения на видном месте.
Какие «тревожные звонки» сопутствуют этому?
Родителям стоит обратить внимание, если подросток постоянно, даже летом, носит одежду с длинными рукавами. Из той же категории — широкие браслеты, веревочки, митенки (широкие перчатки без пальцев, закрывающие предплечья). Это не всегда дань моде, за вещами могут скрываться порезы. В сумке ребенка могут лежать лезвия и другие острые предметы.
Тревожный знак — сниженное настроение или резкая смена поведения. Ребенок из веселого и активного стал унылым, начал отказываться от встреч с друзьями, подвергать себя самоизоляции либо, наоборот, раньше предпочитал сидеть дома, а теперь стал проводить много времени вне его.
Также стоит насторожиться, если у ребенка есть царапины, шрамы, при этом он называет странные причины их появления. Например, его поцарапала кошка, однако по царапине понятно, что это не могло быть животное.
Вообще, чтобы заметить это всё, нужно быть очень внимательным родителем.
Допустим, у родителя возникли подозрения. Как быть в такой ситуации?
У ребенка может быть семья, в которой ему не давали тепла, не беседовали по душам, а тут взрослый заметил ситуацию с селфхармом, и нужно ее как-то обсудить. Родители сильно пугаются и сразу ведут детей к психологу. Это может быть одним из вариантов решения. Я как психолог постараюсь выстроить с подростком доверительные отношения, а потом уже помочь родителю вернуть доверие ребенка.
Если родитель все же решился на разговор, то к ребенку нужно подойти, когда он будет в хорошем настроении. Не нужно спрашивать о повреждениях сразу, «в лоб». К этой проблеме нельзя просто так подступиться, ребенок не начнет доверять с ходу. Подростки оберегают свой мир от назойливых вторжений. Они хотят об этом поговорить, но не знают, кому довериться.
Ребенку нужно показать, что вы его понимаете. Например, это могут быть фразы: «Я вижу, что в последнее время ты в плохом настроении. Хочешь обсудить это?», «Мы давно с тобой не общались. Давай поговорим, как раньше». Поинтересуйтесь, что происходит в его жизни. Возможно, тогда ребенок откроется.
А можете описать негативный сценарий, чего не надо делать?
Чего нельзя делать, так это наводить панику. В красноярской школе была ситуация, когда у ребенка увидели единственный порез, напугали сразу, что его надо отправить в психоневрологический диспансер, вызвали маму, полицию, срочно отправили на внутришкольную комиссию. Ребенку итак плохо, а такие меры только усложнят эмоциональное состояние ребенка.
Если ребенок давно самоповреждается, ему может помочь достаточно длительная психотерапия с выявлением причин селфхарма.
Ребенок может справиться самостоятельно?
Да, такое может быть. Психика пластичная. Допустим, ребенок нашел интересное занятие, влюбился, в его жизни появилось то, что приносит положительные эмоции, и он отказался от селфхарма.
Вырастая, ребенок может прибегать к болезненным бодимодификациями — постоянно набивать татуировки, делать пирсинг?
Мое мнение, в некоторых случаях, да, но прямой связи нет. Нельзя сказать, что каждый взрослый с большим количеством татуировок когда-то был самоповреждающимся ребенком.
Поделитесь позитивным опытом.
Ко мне пришла девочка, которая очень хорошо училась в школе до 5 класса. Затем мама перевела ее в другую школу, потому что тот класс показался маме слабым. Новые одноклассницы очень хорошо учились, многие были отличницами. Девочке стало сложнее: где-то она получила не пятерку, где-то не стала лучшей в конкурсе. Это стало настолько невыносимо, что у нее начались панические атаки. Девочка прибегла к самоповреждениям, чтобы облегчить эмоциональные переживания.
Ко мне она попала уже после психиатра. Я спросила: «В рейтинге учениц ты на каком месте?» Девочка ответила, что на третьем. В классе было около 25-30 человек, лучше нее оказались только двое. Перфекционизм может спровоцировать развитие невроза.
Мы работали с ней не меньше года. У девочки был целый букет причин, которые привели ее к этой ситуации — депрессия, психологическая травма, личные переживания по поводу лишнего веса. Однако все завершилось хорошо. Она закончила школу, поступила в институт, научилась принимать несовершенства.
Беседовала Екатерина Беленкова специально для Newslab