Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Тарифный капкан»: федеральные эксперты объяснили, почему Красноярский край оказался на грани энергетического кризиса

«Тарифный капкан»: федеральные эксперты объяснили, почему Красноярский край оказался на грани энергетического кризиса

14.03.2025
2
Источник: «Россети Сибирь»

Энергетическое бремя

Многие годы инвестиции в энергетическую инфраструктуру регионов Сибири сокращались, что привело к ее значительному износу. В Красноярском крае износ электросетей местами достигает 82 %. На эту проблему обращают внимание эксперты федерального уровня.

«Экономическое положение системообразующих электросетевых компаний Сибири на сегодня можно охарактеризовать как критическое. Органы тарифного регулирования демонстрируют неспособность принимать сбалансированные решения, которые бы обеспечивали надежное функционирование и устойчивое развитие инфраструктуры», — пояснил изданию «Лента.ру» директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим.

Материалы по теме

Ситуация осложняется тем, что существующие сети и без того работают на пределе своих возможностей, а потребление электроэнергии продолжает неуклонно расти. Этот рост вызван не только общим развитием экономики, но и увеличением числа потребителей, переходящих на электрическое отопление, а также распространением деятельности, связанной с добычей криптовалют.

Проблема носит широко распространенный характер: десятки подстанций с напряжением 35-110 кВ в Хакасии, Бурятии, Забайкалье и Красноярском крае работают в условиях, значительно превышающих их проектную мощность, пишет федеральное издание со ссылкой на письма «Россети Сибирь».

В периоды пикового потребления электроэнергии ограничения могут затронуть десятки тысяч потребителей. Кроме того, дальнейшее подключение новых объектов станет невозможным.

Источник: «Россети Сибирь»

Первопричиной сложившейся ситуации является неадекватная оценка реальных затрат сетевых организаций при определении необходимой валовой выручки (НВВ), на основе которой формируются тарифы. Эта проблема носит хронический характер и затрагивает различные статьи расходов.

В частности, не учитывается значительный рост цен на оборудование и материалы. В течение 2024 года стоимость одной опоры линий электропередач (ЛЭП) увеличилась более чем на 20 %, железобетонные конструкции подорожали на 40-60 %. Помимо этого, действующие тарифные решения не предусматривают конкурентоспособный уровень оплаты труда работников энергетической отрасли и не позволяют полностью укомплектовать штатный состав.

«Существуют установленные государственные стандарты для предоставления электроэнергии, определенные уровни заработной платы для персонала, занимающегося обслуживанием и управлением, а также затраты на текущий и капитальный ремонт. Если суммировать эти составляющие, итоговые значения существенно превысят цифры, получаемые при использовании текущих тарифов. Как следствие, возможности для проведения полноценного ремонта и инспекции систем оказываются ограниченными, что ускоряет износ инженерных сетей и влечет за собой еще более значительные расходы в будущем», — отметил в разговоре с Newslab председатель Совета потребителей Анатолий Матюшенко.

Недостаточное финансирование способствует увеличению задолженности, возникающей из-за задержек с оплатой и банкротства энергосбытовых организаций и муниципальных потребителей, включая предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В результате, «Россети Сибирь» понесла убытки в размере почти 3 миллиардов рублей в 2023 году, при этом долговая нагрузка достигла 47 миллиардов рублей. Финансовые результаты за первое полугодие 2024 года указывают на сохранение негативной динамики.

«Ситуация в сетевом комплексе Сибири давно внушает опасения, а отсутствие решений по накопленным годами проблемам может привести к реализации самых неблагоприятных сценариев. При этом все понимают, что без гарантий надежного и качественного энергоснабжения немыслимо развитие экономики и социальной сферы», — сказал «Ленте.ру» заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.

Льготные обязательства

Дополнительную проблему создает механизм льготного подключения к электросетям. Так, с 2009 года в России действовала социальная программа подключения для объектов, и стоимость работ сильно превышала тариф.

Впоследствии программа льготного подключения была только расширена, что привело к резкому увеличению числа заявок на подключение от объектов, находящихся на значительном удалении.

Разница между фактической стоимостью подключения и льготным тарифом могла достигать 500 %.

Источник: «Россети Сибирь»

Отсюда неутешительные цифры: только у «Красноярскэнерго» в работе сейчас находится более 13 тысяч действующих договоров, на исполнение которых требуется более 8 миллиардов рублей, а в тариф на 2025 год заложен всего 1 миллиард на эти цели. Кроме того, ежегодно поступают новые заявки, что еще больше увеличивает финансовое бремя. Таким образом, дефицит имеет тенденцию к постоянному росту.

Чтобы покрыть дефициты, компании приходится привлекать кредитные ресурсы. Общий объем долговых обязательств филиала составляет 19,4 миллиарда рублей. Вопрос о чрезмерной кредитной нагрузке «Россети Сибирь» неоднократно поднимался как представителями энергетической отрасли, так и депутатами регионального парламента.

В результате, как следует из обращения генерального директора «Россети Сибирь» к губернатору региона, «Красноярскэнерго» вынуждено сократить на 50 % финансирование программы технического обслуживания и ремонта, а также приостановить реализацию инвестиционных проектов, что неизбежно приведет к ухудшению качества электроснабжения потребителей.

Необходимые шаги

Единственный способ решения накопившихся проблем для обеспечения надежной работы электросетевого комплекса Красноярского края остается заключение долгосрочного соглашения, учитывающего недополученные доходы и необходимые инвестиции.

Регуляторное соглашение предусмотрит предсказуемую тарифную политику со стороны региона, понятную как для потребителей, так и для организации. В свою очередь, энергетическая компания готова инвестировать значительные средства в модернизацию и повышение надежности электросетевого хозяйства.

Федеральная антимонопольная служба России еще в 2023 году предложила этот механизм, и правительство страны одобрило его. В настоящее время уже заключено несколько десятков подобных соглашений, в том числе в Сибири — с Кузбассом, Омской и Томской областями.

«Соглашение определит, как мы будем жить в течение 10 лет, как будем обеспечивать регион бесперебойной электроэнергией, как будем заниматься льготным техприсоединением, развитием региона. Но на все это нужны деньги, сбалансированный тариф», — считает руководитель «Россети Сибирь» Павел Акилин.

Предполагается, что финансовая модель таких соглашений не повлечет за собой значительного увеличения тарифов для населения, а рост стоимости электроэнергии для других потребителей будет ограничен.

Источник: «Россети Сибирь»

В качестве альтернативы рассматривается возможность внесения изменений на федеральном уровне путем создания единой тарифной зоны в регионах. В этом случае полномочия по установлению тарифов должны быть переданы от региональных органов к ФАС России, что позволит обеспечить объективную оценку и учет необходимых затрат для нормального функционирования сетевого комплекса.

Сергей Сасим, директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ, полагает, что создание единого центра позволит исключить влияние неэкономических факторов, препятствующих принятию обоснованных тарифных решений на региональном уровне:

«Формирование единой тарифной зоны существенно упростит и, самое главное, позволит ускорить принятие сбалансированного тарифного решения. Но реализация предлагаемого подхода потребует изменений нормативной базы», — подчеркивает эксперт.

В министерстве энергетики предлагается для начала временно наделить ФАС полномочиями по регулированию тарифов в тех регионах, где неудовлетворительное финансовое состояние энергетических компаний связано с дисбалансом в системе регулирования.

Матюшенко Анатолий Иванович
Советник губернатора Красноярского края

Рекомендуем почитать
KRS-IX Counter