Выстрел из украденного у отца стартового пистолета за сделанное на уроке замечание. Уксусная кислота, выплеснутая в лицо после двойки за контрольную. Камень, брошенный в затылок. Нет, это не подробности сводки происшествий в американских школах из неблагополучных негритянских районов. Так ученики общеобразовательных учреждений Красноярского края и Хакасии (да и всей Сибири) обращаются со своими педагогами — «инженерами человеческих душ». Жестокость школьников по отношению к учителям перешла все границы. Учитель потерял священный ореол уважения в глазах своих подопечных, а что может спасти жизни педагогов, не знает пока никто.
В российских школах звучит первый звонок. Рослые юноши с первоклассницами на плечах и колокольчиками. Девицы в макияже и белых фартуках. Родители с фотоаппаратами. Учителя со слезами на глазах. Но мало кто из нас знает, что для многих педагогов это слезы страха перед будущими визитами в школу, имеющими много общего с ежедневным цирковым выступлением дрессировщика тигров. Каждый шаг — как последний. В классе-«клетке» их будут ждать детки…
История
В романе Островского «Как закалялась сталь» молодой Павка Корчагин насыпал учителю Закона Божия отцу Василию табак в тесто для кулича, но сделал это из идейных соображений. Жители «Республики ШКИД», возмущенные увольнением преподавателя словесности, объявили «халдеям» — своим воспитателям — бойкот, доходивший до рукоприкладства. Ребята из кинофильма «Доживем до понедельника» в знак протеста против педагогической казенщины покинули класс, до этого спрятав там живую ворону. Многие из вас легко вспомнят собственный опыт бросания портфелей на уроках, кнопок на стульях и натирания доски мылом либо воском. Советские дети таким образом не вымещали свою злобу, а подсознательно защищались от нарушения их прав.
Впрочем, пакости в виде кнопок и клея на стуле — это были забавы учеников младших классов. Те, кто постарше, знали: можно сорвать урок, положив между патроном и лампочкой кусочек мокрой промокашки (когда промокашка высохнет, свет погаснет). В списке гадостей для учителя также очень котировались дохлые крысы в шкафу с методичками, дрожжи в унитазе школьного туалета, очки учительницы, натертые на перемене вьетнамской «звездочкой» или живая ящерица в преподавательском футляре для очков. Потом, в перестройку, все стало жестче — пробежки голышом по коридорам во время занятий, прыжки по партам и швыряние на уроке еды в педагога.
Конечно, отношения учителя и ученика везде и во все времена заключали в себе скрытый конфликт («не хочу учиться, а хочу жениться!»). Но сегодня он поражает просто первобытной дикостью.
Ужас
Хронология издевательств учеников над учителями сурова и многообразна. Взгляните сами.
Иркутск, 5 мая 2005 года.
Хакасия, ноябрь
Красноярск, февраль
Поселок Емельяново, апрель
Новосибирск. Ученик пятого класса, не выполнивший домашнего задания, избивает
Ужас-2
Есть и другие примеры, собранные учителями, с которым удалось встретиться и побеседовать корреспонденту «КК». Заметьте, что все они даны на условиях анонимности — учителя боятся называть свои имена и имена своих мучителей, видимо опасаясь и огласки, и мести одновременно.
Так, один из первых уроков Валентины Красниковой (фамилия и имя изменены) начался с того, что, зайдя в класс, она обнаружила: ни у одного из учеников нет стула. Оказалось, что дружный коллектив просто выбросил все стулья на улицу.
- Иди собирай, а мы стоять будем! — заявил
Урок был сорван, потребовалась помощь мужчин-учителей. В другой раз в открытую дверь класса
Другая красноярская учительница, Лия Алексеева, тоже столкнулась с подобными мерзостями. Однажды, зайдя в класс в понедельник, Лия почувствовала нестерпимый резкий запах. Она сразу поняла, что ей еще в субботу подкинули
Еще более наглое издевательство придумали ученики одной из школ Красноярска на окраине, подсыпав в кружку с чаем пожилой учительнице истории таблетку психотропного препарата. Ведя урок, женщина прихлебывала чай — это была рекомендация врачей. Через двадцать минут добродушная Татьяна Сергеевна повела себя неадекватно. Она схватилась за голову и закричала. Весь класс сидел, смотрел на нее и закатывался от смеха.
Причина
Эксперты убеждены: эти вопиющие случаи — только вершина пугающего айсберга, так как педагоги часто предпочитают не «выносить сор из избы». Впрочем, дело не только в этом. Большинство взрослых людей склонны верить детям, которым, как кажется, врать сложнее, чем искушенным взрослым. «Я всегда верю собственному ребенку. Если он говорит, что виноват педагог, значит, так оно и есть», — в один голос говорят родители.
В ответ учителя терпят, сжав зубы.
По данным социологов, только треть педагогов, пострадавших от насилия воспитанников, допускают возможность обращения в правоохранительные органы, 15% готовы прибегнуть к помощи правозащитников. Между тем 80% из них не припомнят случаев наказания учеников за издевательства или привлечения к ответственности их родителей. В итоге за последние 2 года количество нападений учеников на учителей выросло на 50 процентов. Кстати, моральный ущерб или расходы на лечение педагога должны возместить родители. Таков закон. Однако и он в России, как правило, не выполняется.
Впрочем, помимо безнаказанности маленьких изуверов у такого поведения школьников есть и другая причина — социальная. Наши учителя и без того в загнанном, униженном положении, и дети это понимают не хуже взрослых. Ребенок выбирает слабейшего и срывает на нем свои обиды. Он не может справиться с папой-алкоголиком, но может ударить учителя физики.
Учитель… А что учитель? Сегодня учитель в глазах детей не только самый слабый, но и самый презренный. Все дело в том, что профессия учителя у нас считается никак не творческой и далеко не уважаемой — это работник сферы услуг. С началом реформ в России учителя, традиционно пользовавшиеся всеобщим уважением, превратились в «обслугу», уравнявшись в правах с уборщицами и продавцами. Правильность этого суждения подтверждает еще тот факт, что чаще всего жертвами нападений становятся учителя частных, элитных школ, где за обучение приходится платить, и немало. Там учителя нередко воспринимают как личного слугу, игрушку, шута, готового все стерпеть, но только не как старшего и авторитетного наставника.
Между тем 1 сентября неотвратимо. Оно приближается с каждой минутой, пока вы читали этот материал.
Учителя за границей тоже плачут
Во Франции в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. Раньше за подобное поведение можно было отделаться общественными работами.
В феврале 2005 года премьер-министр Японии Коидзуми призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах.
Прошлой осенью профсоюз учителей Испании призвал правительство принять срочные меры по их защите. «В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15% педагогов подвергается насилию со стороны учащихся, а 73% — постоянным оскорблениям», — отмечается в обращении. «Ситуация в школах сложилась нестерпимая, — прокомментировал опубликованные данные представитель профсоюза. — Учителя боятся ходить на работу — об этом заявили 9% из 12 тыс. опрошенных».
Педагогам в Германии на время уроков тоже впору обзаводиться бронежилетами. На днях в Берлине
Серьезным прецедентом в Швеции, где педагог раньше даже не мог обороняться от нападений учеников, стало недавнее обращение в полицию группы учителей из города Кируны с жалобой на школьников, которые их «регулярно избивают, царапают и пинают ногами».
Игорь Клебанский, «Красноярский комсомолец»
фото Дениса Klero