Сегодня на заседании комиссии городского Совета по городскому же хозяйству и экологии народные избранники вели речь о судьбе красноярских трамваев. Сошлись они лишь в одном — трамваи городу нужны. Но вот как развивать это направление и главное, на какие деньги — этой информации от департамента транспорта Красноярска депутаты не добились. В конце обсуждения они вообще вспомнили, что о том же самом говорили еще в 2009 году. Не изменилось ровным счетом ничего, кроме увеличения износа вагонов и рельс.
К зданию городской администрации одновременно подкатили два автомобиля. Из одного вышел депутат красноярский Литовчик, из другого — депутат краевой Матюшенко. Поздоровавшись, они вошли внутрь. Уже в зале заседаний они долго общались меж собой, пока внимание депутата краевого не переключилось на Елену Пензину.
Помимо Матюшенко на заседание комиссии пришли краевой депутат Сергей Зяблов и его никому не известный коллега Юрий Страшников. Может быть, потому что большая часть карьеры его была посвящена федеральной службе безопасности и безопасности вообще.
— Неужели вы посетили нас? Зафиксируйте это, камеры! — заликовала руководитель департамента финансов администрации Красноярска Галина Фазлеева, когда увидела депутата Филиппова. После этого они оба засмеялись.
Презентация
Наличие краевых депутатов объяснялось просто — именно в Законодательное собрание пришло письмо от недовольных шумом трамваев жителей правобережья. И именно там эта тема впервые принародно обсуждалась.
Докладывать позицию городской администрации на трибуну вышел Анатолий Зуев, заместитель руководителя департамента транспорта Красноярска. Он рассказал, что его ведомство совместно с Политехническим институтом СФУ и общественностью разработало концепцию развития пассажирского транспорта до 2015 года с перспективой до 2020 года. Из этой концепции следует, что электротранспорту и, в частности, трамваям быть. Правда, для этого быть чиновникам придется свернуть горы.
Зуев рассказал, что для соединения района КрасТЭЦ и поселка Энергетиков в единую трамвайную цепь, необходимо будет преодолеть четыре железнодорожных пути, а для этого строить эстакады. Кроме этого, он поведал и о новых направлениях: от улицы Матросова до фан-парка «Бобровый лог» — «это связано с тем, что у нас есть перспектива развития четвертого моста»; есть мысли соединить КрасТЭЦ и железнодорожный вокзал, микрорайон Солнечный и железнодорожный вокзал, КрасТЭЦ и Ветлужанку.
— Таким образом, если это все получится, то мы сможем перекрыть проблему обеспечения населения ритмичным и четким движением, поскольку идея метрополитена у нас пока не ясна, — заключил Зуев. Он напомнил, что данный проект обсуждался на прошлом Красноярском экономическом форуме и нашел там поддержку. — В этом году этот вопрос снова вынесен на экономический форум.
Помимо этих прожектов есть у администрации и уже реальные проекты — благодаря жителям правобережья, которые выиграли суд. Исполняя судебное решение, городские власти обязаны будут реанимировать «с применением новых технологий» старые трамвайные пути по улице Московской — 450 метров — и части — 1300 метров — проспекта им. газеты «Красноярский рабочий». На это уже заложены деньги.
Есть в планах властей и покупка новых трамвайных вагонов. Сейчас парк изношен на 93 %. В этом году запланировано приобрести пять единиц. На следующий год заявлено о покупке 39 вагонов. И в 2015 — 34. «Ориентировочная стоимость одной единицы на сегодня — 12-13 млн руб.»
— Источник финансирования пока не определен. В бюджете города на 2013 год средств на приобретение подвижного состава нет, — сделал малозначительную оговорку Зуев.
Трамвайная несостоятельность
Отвечая на вопросы депутатов, Зуев рассказал, что на данный момент трамваи перевозят 22-25 тыс. человек в сутки при почти 900-тысячном пассажиропотоке. «Это достаточно низкое значение», — прокомментировал он.
— Эффективность работы трамваев мы можем поднять только качеством и надежностью их работы, — сделал открытие чиновник.
— Вы хотите сказать, что сейчас данный вид транспорта работает неэффективно, ненадежно и нерегулярно? — поинтересовалась депутат Пензина.
— Да, — подтвердил Зуев и обвинил в этом частые ДТП на трамвайных путях.
Пензина же продолжила и, говоря о новых направлениях, озвученных Зуевым, напомнила: «В 2005 году в течение короткого времени у нас сначала были выделены средства на прокладку железнодорожных путей по Октябрьскому мосту. Потом через полгода опять были выделены бюджетные средства, но уже на ремонт путей. А примерно еще через полгода были выделены средства на демонтаж трамвайных путей». Замначальника департамента транспорта сказал, что решение о демонтаже было необоснованным. А принято оно было скорее по политическим мотивам, нежели для улучшения транспортных возможностей моста. Кроме того, ж/д пути влияли на увеличение износа сооружения.
— Сегодня вы опять собираетесь прокладывать линии через Октябрьский мост... — отреагировала Пензина.
Свою толику в обсуждение внесла и депутат Ирина Иванова, которая была в великолепном черном платье с черными съемными рукавами, черных же сапогах и с черной сумочкой. Народная избранница поинтересовалась сначала себестоимостью перевозки одного пассажира на трамвае (почти 18 руб), а после совершила неловкость — попросила сказать ей, сколько нынче стоит билет на трамвай.
Тот самый депутат Филиппов — редкий гость в стенах городского Совета — сумел урвать минутку и рассказал о своей мечте.
— Вы знаете, неделю сейчас жил в Женеве, — как само собой разумеющееся заметил он. — И что такое трамвайная схема, я увидел там. И я понял, что поездка на трамвае может доставлять эстетическое удовольствие! В Красноярске на трамваях я лет 30 не ездил, а там каждый день по несколько раз. Во-первых, быстро. Во-вторых, по всему городу. И, в-третьих, самое главное, он бесшумен — вообще не слышно движения как такового.
Итог долгому и бессмысленному обсуждению попробовал подвести депутат Александр Глисков. Он заметил, что у департамента нет никаких точных расчетов по развитию трамвайной сети. Есть только прожекты. А потому и разговаривать по большому счету не о чем. Его позицию поддержал и краевой депутат Матюшенко.
— Вы здесь нарисовали радужную картину размещения трамвайных путей, в том числе, и в левобережной части. Многие из вас автомобилисты. И вы видите, что на этих улицах уже сейчас все заполнено автомобилями. Чтобы снять автобусы с этих улиц, нужно все посчитать. Оптимизация сети — простой расчет. Но этого нет. Вопрос простой — где решение? — выговорился Матюшенко.
Еще через полчаса разговоров не выдержал Глисков. Он напомнил, что в 2009 году чиновники департамента транспорта приходили и рассказывали все о тех же проблемах. Просили деньги, не подкрепляя просьбы расчетами. Сколько человек в зале почувствовали всю абсурдность ситуации, остается только гадать.