В конце апреля завершился прием заявок от компаний, желающих инвестировать в модернизацию красноярского аэропорта «Емельяново». Всего краю поступило пять предложений, в том числе от трех крупнейших региональных аэропортовых холдингов России. Кто из претендентов имеет наиболее явные шансы на победу, попыталась выяснить интернет-газета Newslab.ru.
Еще недавно казалось, что вопрос, кто будет модернизировать «Емельяново», уже не стоит. В качестве инвестора назывался консорциум компаний «Ренова» и «Интеррос». Еще в 2013 году на X Красноярском экономическом форуме между компаниями и правительством Красноярского края было подписано соответствующее соглашение. Спустя год, на XI экономическом форуме инвесторы подтвердили свое намерение участвовать в развитии аэропорта и даже озвучили конкретные предложения и цифры. В частности, представители «Реновы» заявили, что готовы вложить в реконструкцию «Емельяново» несколько миллиардов рублей. Однако, когда сторонам оставалось лишь ударить по рукам, депутаты краевого Законодательного Собрания взяли тайм-аут, чтобы все окончательно взвесить. В итоге краевые парламентарии решили все-таки провести конкурс на определение инвестора аэропорта, заявки на участие в котором принимались до 29 апреля.
Огласите весь список...
Итак, кто же эти пятеро смелых, готовых привести в порядок воздушные ворота Красноярска? Впрочем, трое из них в особом представлении не нуждаются. Это компании, составляющие топ-3 региональных аэропортовых холдингов: «Аэропорты регионов» (дочерняя структура ГК «Ренова»), «Базэл Аэро» (совместное предприятие «Базового элемента», Сбербанка России и Changi Airports International) и аэропортовая сеть «Новапорт» (принадлежит ГК AEON Corporation и инвестиционному холдингу Meridian Capital). Кроме них на участие в конкурсе заявились ООО «Аэроинвест» и ЗАО «Кислородмонтаж».
Начнем, пожалуй, с «темных лошадок», а именно с компании «Кислородмонтаж». Хотя «темной лошадкой» ее можно назвать лишь условно — это предприятие со штаб-квартирой в Подмосковье имеет многолетнюю историю и является одним из крупнейших в отрасли промышленного строительства. Однако что связывает его с совершенно специфическим аэропортовым бизнесом, непонятно. Разве что опыт строительно-монтажных работ на космодроме Байконур... В общем, как говорится, эта ария из другой оперы.
О компании «Аэроинвест» в наших краях известно очень мало. Пожалуй, только то, что она создана совсем недавно — в 2011 году, и в настоящее время управляет пассажирским терминалом в аэропорту «Минеральные воды», а также является совладельцем калининградского аэропорта «Храброво». Ввиду скудости информации оценить серьезность компании и ее шансы на победу в тендере сложно.
Далее идут «тяжеловесы». Компания «Новапорт» управляет аэропортами Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска и Волгограда. Базовым активом компании является новосибирский аэропорт «Толмачево». И именно это настораживает: «Толмачево» — давнишний конкурент «Емельяново» в плане размещения стратегического регионального грузового хаба, организации кросс-полярных перелетов и т.д. Зачем новосибирцам развивать соседский «Емельяново» и вкладывать в него деньги? Непонятно и подозрительно.
В активе «Базэл Аэро» аэропорты в Сочи, Геленджике и Анапе. На первый взгляд, тоже реальный кандидат на «должность» инвестора «Емельяново». Однако, нужно учитывать, что компания является дочерней структурой «Базового элемента», с руководством которого у края накопился не всегда простой опыт общения и сотрудничества.
Наконец, уже хорошо известная красноярцам компания «Аэропорты регионов» — занимается модернизацией и развитием аэропортов «Кольцово» (Екатеринбург), «Курумоч» (Самара), «Стригино» (Нижний Новгород), строит аэровокзальные комплексы в новых аэропортах — «Центральный» (Саратов) и «Южный» (Ростов-на-Дону). На сегодня «Аэропорты регионов» — крупнейший региональный аэропортовый холдинг в России. Объем пассажиропотока компании в прошлом году превысил 7 млн человек (у «Новапорт» и «Базэл Аэро» примерно по 6,2 млн). Помимо прочего, «Аэропорты регионов» пока что самый настойчивый претендент на роль инвестора красноярского аэропорта, уже неоднократно подтвердивший свои намерения и озвучивший конкретные планы развития и объемы инвестиций.
«Главное, чтобы в „Емельяново“ пришли профессионалы»
Депутаты краевого Заксобрания, которых Newslab.ru попросил оценить шансы компаний-претендентов на победу, свои мнения и оценки высказывали осторожно. Дескать, все заявившиеся участники достойны, а вот кто окажется лучшим — определит специально созданная рабочая комиссия. Сейчас она рассматривает заявки от компаний, а затем свои выводы представит на обсуждение депутатам Заксобрания и в правительство Красноярского края.
Пожалуй, ясное и однозначное мнение из опрошенных спикеров высказал только депутат Заксобрания Николай Трикман: «Лично я склоняюсь к структуре Виктора Вексельберга. Из пяти заявившихся кандидатов компания „Ренова“ вызывает у меня наибольшее доверие, и представляется наиболее надежным для края партнером в проекте модернизации „Емельяново“. Хотя, признаться, об остальных компаниях-претендентах, кроме „Базэл Аэро“, я имею слабое представление».
Коллега Трикмана депутат Юрий Швыткин также назвал «Ренову» в качестве наиболее вероятного победителя конкурса, однако подчеркнул, что конкуренцию компании Вексельберга, безусловно, составит «Базэл Аэро». «Я думаю, что именно между этими компаниями развернется реальная конкурентная борьба. Хотя, конечно, и остальных претендентов ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Полагаю, что при выборе компании непременно нужно учитывать ее историю, реализованные проекты и объекты, а также то, как они сейчас функционируют, насколько востребованы и т.д. Поэтому рассмотрение заявок должно вестись обстоятельно и тщательно. Конечно, времени на это у нас очень мало, двигаться нужно как можно быстрее, но в то же время и осознанно — чтобы гарантированно получить качественный результат», — заявил Швыткин.
Наиболее осторожно высказался депутат Петр Медведев, отметив: «главное, чтобы в „Емельяново“ пришли профессионалы». «Сейчас очень большая ответственность лежит на рабочей комиссии. Она должна изучить, где и как раньше работали заявившиеся компании, оценить, насколько качественно. Не секрет, что зачастую на тендеры заявляются компании, которые в реальности не имеют необходимого опыта, технической базы и других инструментов для реализации проекта. Также ни к чему скрывать, что всегда есть люди, заинтересованные в победе той или иной стороны и всеми силами проталкивающие свои интересы. Исключить эти коррупционные поползновения — также задача рабочей комиссии», — отметил краевой депутат.
Оценить перспективы компаний на победу в конкурсе затруднились и красноярские политологи, ссылаясь на обилие сугубо технических моментов, разбираться в которых должны специалисты соответствующего профиля. «Хотел бы только пожелать, чтобы рассмотрение заявок от компаний и выбор победителя не превратились в полугодовую дискуссию. Тянуть с модернизацией „Емельяново“ дальше некуда. Ну, и, конечно, считаю, что ставку нужно делать только на те компании, которые имеют опыт реконструкции и модернизации аэропортовых комплексов», — высказался политолог Александр Чернявский.