Неделя остается до оглашения решения о выборе инвестора для модернизации аэропорта Красноярска. Сейчас вопросом занимается специально созданная рабочая группа из депутатов, чиновников и специалистов аэропорта.
Лев Кузнецов, еще будучи в должности губернатора Красноярского края, заявлял, что аэропорт «Емельяново» в новой конфигурации с новыми сооружениями начнет работать уже в 2017 год. Это срок является критическим, поскольку в 2018 году должны состояться тестовые соревнования Всемирной Универсиады в Красноярске. И сегодня исполняющий обязанности губернатора Виктор Толоконский стоит перед необходимостью разрубить это гордиев узел и не допустить срыва сроков обновления аэропорта.
То, что необходимость модернизации «Емельяново» давно назрела, ни у кого не вызывает сомнений. Не нужно быть экспертом в авиационной отрасли, чтобы понимать — красноярский аэропорт безнадежно устарел и не отвечает ни современным стандартам индустрии авиаперевозок, ни выросшему за последние годы пассажиропотоку. Все уже как-то привыкли и не задаются вопросом, почему летать в Европу, как, впрочем, и в Азию зачастую удобней из Новосибирска, чем из Красноярска. Во многом, причина тому — как раз устаревший красноярский аэропорт, который не позволяет открывать новые рейсы и принимать большие лайнеры.
Немного истории. Нынешнее здание красноярского аэропорта было построено в 1980 году в качестве грузового терминала. Оно было временно задействовано под пассажирские перевозки, но вот уже более 30 лет выполняет функцию пассажирского терминала. И это в городе с миллионным населением, в одном из самых богатых и динамично развивающихся городов страны.
Наконец, в 2011 году была завершена работа над мастер-планом развития аэропорта. Это целый комплекс документов, который включает не только проект здания нового терминала, но и бизнес-план развития до 2030 года. Работа на мастер-планом заняла более года и потребовала колоссальных финансовых и человеческих ресурсов. Для выполнения этой работы была привлечена немецкая компания Hochtief — одна из ведущих мировых экспертов и практиков аэропортового бизнеса.
Далее начался поиск инвесторов, что логично — и без того проблемный бюджет Красноярского края просто не потянул бы такое дело в одиночку. Проект модернизации аэропорта два года подряд представлялся на Красноярском экономическом форуме. И вот в 2013 году соглашение о совместной реализации проекта было подписано тремя сторонами — правительством Красноярского края в лице губернатора Льва Кузнецова, группами компаний «Ренова» и «Интеррос».
Параллельно с этим шла экспертиза проекта на федеральном уровне. Наконец, в апреле 2014 года окончательное заключение Главгосэкспертизы на соответствие всем требованиям и нормативам было получено. Положительную оценку проекта дала и Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (IATA) — главные мировые эксперты авиационной отрасли.
И вот авиапассажир уж было вздохнул с облегчением, но нет. Депутаты Законодательного Собрания взялись торпедировать соглашение с инвесторами, подписанное ранее губернатором. Соглашение это, дескать, не отвечает интересам Красноярского края. На вопрос об альтернативных способах финансирования проекта звучали самые разные идеи, включая откровенно сумасбродные, начиная «народным IPO» и заканчивая реализацией проекта за счет краевого бюджета. Наконец, был объявлен конкурс инвестиционных предложений. Сбор этих предложений завершился 29 апреля. К списку потенциальных инвесторов помимо уже заявившегося консорциума «Ренова»-«Интеррос» добавились «Базэл Аэро», «Новапорт», «Кислородмонтаж» и «Аэроинвест». Все пять кандидатов на роль генерального инвестора имеют свою историю и особенности.
Первые претенденты имеют достаточно неплохие позиции: «Интеррос» уже зарекомендовал себя развитием грузовых терминалов в московском «Шереметьево», «Ренова» известна своей стабильной работой по развитию аэропортов. В ее активе управление тремя крупными авиаузлами в Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде, а также строительство двух новых аэропортов — в Ростове-на-Дону и Саратове.
«Аэроинвест», по всей видимости, техническое юрлицо с уставным капиталом 10 тысяч рублей, зарегистрирована в 2011 году. Компания «Новапорт» работает с 2007 года и базируется в Новосибирске. Также владеет аэровокзалами в Челябинске, Барнауле, Чите, Волгограде и Томске, правда реконструкции подвергся лишь один, основной для компании аэропорт — новосибирский Толмачево. Остальные до сих пор пребывают не сказать чтоб в идеальном состоянии. Поэтому эксперты выражают сомнения в том, что новосибирские соседи будут заинтересованы развивать в Красноярске самостоятельный авиаузел, создавая, таким образом, конкуренцию самим себе. Что касается компании «Кислородмонтаж» — этот инвестор занимается строительством крупных объектов, но в его портфеле аэропортов нет.
Компания «Базэл Аэро» входит в группу компаний алюминиевого олигарха Олега Дерипаски и управляет аэропортами в Краснодаре, Анапе и Геленджике. Этот оператор уже успел оскандалился при подготовке к Олимпиаде в Сочи. Проблемы с обслуживанием пассажиров были настолько заметными, что потребовалось вмешательство президента Путина, о чем неоднократно сообщали федеральные СМИ.
Разумеется, обычному пассажиру не так важно, на чьи деньги будет модернизирован аэропорт и кто будет подрядчиком по укладке кафеля в туалетах терминала. Главное, чтобы аэропорт был построен, было бы не стыдно принимать гостей и летать в Европу прямыми рейсами, а не через Москву или Новосибирск.
Сейчас всё внимание приковано к рабочей группе, состоящей из депутатов, чиновников краевого правительства и специалистов аэропорта. В компетенцию этой группы входит выбор инвестора. Остается только надеяться, что выбор этот будет сделан со всей ответственностью и без затягивания сроков. Вопрос сроков в данном случае является ключевым — ведь речь идет о заключении Главгосэкспертизы, которая также имеет «срок годности». Если протянуть с выбором инвестора и застройщика, то, вполне вероятно, придется заново проходить экспертизу.
Евгения Шаховская