Новый этап противостояния России и всего остального мира достиг своего продовольственного апогея. Путин распорядился, а Медведев подписал — отныне введен полный запрет на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока, фруктов и овощей из Австралии, Канады, Европы, США и Норвегии. Срок запрета — один год. Красноярские продуктовые ритейлеры и рестораторы по-разному отнеслись к новости — для кого-то это стало полной неожиданностью, ну а кто-то поверил в заявление премьер-министра и согласился с тем, что запрет — это «положительный фактор для российской экономики, который расчистит полки продуктовых магазинов для российских производителей».
Медведев пообещал — правительство сделает всё, чтобы не допустить роста цен. Однако верить в это хочется, но не можется. Кроме стран, которые перечислены выше, запрет может коснуться и продуктов из Японии.
Занятно, что за несколько часов до появления этой новости свой пресс-релиз опубликовали красноярские статистики. Так вот, по данным Красноярскстата, за первые шесть месяцев в Красноярском крае сократилось производство мяса и молока. Причем если молока только на 10 %, то мяса — аж на 53 %. Такая вот ирония судьбы.
Директор красноярского ресторана «Фон Барон» Сергей Кудреватых в ответ на просьбу прокомментировать санкции ответил нестандартно — дал ссылку на песню Семена Слепакова и добавил лишь одну фразу: «Других цензурных слов нет».
Красноярский ресторатор и депутат Красноярского городского Совета Владимир Владимиров назвал санкции неожиданными и поспешными.
— Это очень плохо, ничего хорошего данное решение властей и для рынка общепита, и для розницы не сулит. Если бы власти хотели защитить российских сельхозпроизводителей, это нужно было делать более обдуманно и постепенно, чтобы рынок мог подготовиться и перестроиться. А сейчас же это все очень поспешно, — заявил Владимиров.
По его словам, теперь произойдет переориентация российского бизнеса на другие страны и на других поставщиков. Но какое-то время провал все равно будет. Также, по словам ресторатора, возможно засилие китайских товаров, которые не всегда отличаются качеством.
— В долгосрочной перспективе, может быть, этот ход оздоровит российское производство, но опять же — только если удастся «поднять» деревню. Хотя я в этом очень сомневаюсь. В моих кафе и ресторанах половина продуктов импортные. 20 процентов — это Китай, 20 процентов — Европа, в частности, Италия и Португалия. Продуктов из США у нас нет. Кстати, если запретят продукты из Японии, на рынке японских ресторанов это никак не отразится. Только очень дорогие рестораны в Москве покупают сырье для японской кухни в самой Японии. В основном же все везется из Китая.
Правда, вот рыбу в Красноярск для суши и роллов везут все-таки из Норвегии. По словам Виктории Сапелкиной, руководителя отдела снабжения сети японских ресторанов «Суши Терра», теперь придется искать альтернативу.
— У нас просто нет иного выхода, будем искать что-то другое на замену норвежской продукции. Есть чилийская рыба, есть мурманская. Сейчас работа по поиску поставщиков уже ведется, — заявила она.
По словам Аркадия Антипьева, руководителя отдела маркетинга и рекламы сети заведений St.UNION, что касается мяса, например, то на наполнении меню и ценах в их кафе и ресторанах сети запрет не скажется никак.
— В ближайшее время мы не почувствуем на себе особых изменений после введения санкций. Практически все продукты с легкостью замещаются альтернативами из стран Азии и Латинской Америки. Это касается фруктов и овощей, мяса. В первую очередь мы не переживаем еще и потому, что имеем в запасе собственные сельскохозяйственные угодья. Единственное с чем будут проблемы, так это с продуктами премиум-сегмента, это элитные сыры, мраморная говядина, хамон и норвежская рыба. По опыту общения с коллегами и поставщиками, можно уже сейчас делать вывод, что, скорее всего, поставки будут осуществляться через страны, не попадающие под наши санкции. Но на это, конечно же, потребуется какое-то время: выстроить новые отношения и логистику. А вот с норвежской рыбой уже сейчас есть проблемы. Ни для кого не секрет, что почти вся японская кухня в ресторанах России строится именно на европейской красной рыбе. Да и рис, как правило, используется американский. Конечно, многое можно завозить с Дальнего Востока, но опять же, потребуется время на выстраивание логистики. Время потребуется и на адаптацию существующего меню под новые продукты, чтобы конечные потребители, наши гости, не почувствовали разницу и оставались довольны, — считает он.
В торговых сетях пока что сильно по поводу введенных санкций не переживают. Вадим Журов, директор по маркетингу сети гастрономов «Красный Яр», заявил, что просто придется пересмотреть ассортимент и список стран-поставщиков.
— Если в молочной продукции доля товаров производства стран ЕС составляет всего 0,5 %, то твердые сыры в результате «ответных мер» лишатся до 10 % от общего товарооборота категории, а фрукты и овощи — до 18%. Ограничение импорта однозначно потребует пересмотреть ассортимент и поставщиков. Местные сельхозпредприятия, производители из стран Средней и Юго-Восточной Азии, Южной Америки — присутствие их продукции на полках супермаркетов расширится. В любом случае, мы приложим все усилия для недопущения резкого роста цен или возникновения дефицита.
В сети «Командор» также ответственно заявили, что дефицита продуктов не будет.
— В товарных категориях — сыры, овощи и фрукты ассортимент сократится. Но совсем эти продукты, конечно, не исчезнут. К примеру, сейчас у нас 10 сортов яблок, а будет 7, — заявил представитель сети Дмитрий Полуянов. — Понятно, что премиальные сыры заменить будет невозможно. Их доля — примерно 14-16 процентов, поставки шли из Европы. Сейчас посредники ищут другие страны, из которых можно будет поставлять премиальные сыры. В среднем и ценовом сегменте этот продукт, конечно же, останется на полках.
Заграничное молоко в «Командорах» и вовсе составляло 1 %, так что здесь о дефиците не приходится говорить. Также, по словам Полуянова, возможно сокращение ассортимента колбас.
Сейчас многие эксперты говорят о том, что продовольственный кризис — это окно возможностей для местных производителей. С ними соглашается Полуянов.
— Что будет, если где-нибудь в Сухобузимо начнут производить сыр с плесенью? Конечно, местные сети с удовольствием его возьмут. Но премиальные сыры, если говорить серьезно, пока заменить нечем и некем. То же самое можно сказать об оливках, цитрусовых. А вот что касается мяса и мясной продукции, то здесь у местных животноводов по-настоящему могут настать золотые времена. Правда, если они смогут нарастить производство. Не могу сказать, что именно так и будет, но очень на это надеюсь, — заключил маркетолог.