Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Концерты: «Чайф» — С друзьями быть и песни петь

Концерты: «Чайф» — С друзьями быть и песни петь

03.03.2015
76

По стране катится волна юбилеев — не успела отметить 30-летний юбилей группа «Ария», как ей на смену с точно такой же датой торопится группа «Чайф». Продуктивно провели ребята 1985-й год, ничего не скажешь.

«Чайф» всегда казались самыми народными, запанибратскими из всей когорты русского рока — свердловского ли, питерского, неважно. Пока их земляки заглядывались на Роберта Смита и выдумывали себе вычурные образы, как внешние, так и поэтические, «Чайф» прямым текстом сообщали — мне всё пофиг, я с покоса, вставая на ироничную позицию простого парня из народа, интересующегося исключительно простыми и сермяжными вещами. С годами, опытом и контрактами, правда, это обаятельная простота постепенно превратилась в такую добродушную трансляцию банальности — что вполне можно было заметить в той части юбилейного концерта, где Владимир Шахрин по очереди представлял недавние песни, написанные по заказу для разных телесериалов. Это были крепкие, цепкие, уместные и абсолютно адекватные заданному настроению и тематике песни, которые при этом были не столько новыми песнями «Чайфа», сколько соответствовали такой усреднённой идее о том, какими песни «Чайфа» бывают.

Впрочем, в концерте эта проблема, свойственная и последним пластинкам «Чайфа», к счастью, всё-таки перешибается простым мужицким обаянием этих юных уральских дедушек и их старого, давно ставшего практически всенародным материала. Как ты не усмехайся над преувеличенным простодушием заезженной ещё в студенчестве песни «Ой-йо», когда этот неотразимый припев дружно шарахнется полутора тысячью глоток, абстрагироваться от этой силы будет невозможно. «Чайф» ведь, по сути, не только предельно точно попали в мироощущение простого человека, переживающего свои абсолютно не уникальные, но от того ничуть не более понятные и легкие в каждом конкретном случае переживания, причём несколько раз (есть в русском роке более точный и пронзительный портрет подросткового одиночества, чем «В её глазах»?). Они ещё эффективно пересадили на русскую почву такой нехитрый «роллинговский» блюз-рок, и нашли для песен в таком духе подходящий русский вокабуляр, лёгший на этот звук максимально естественно. И эта комбинация предельно простой, но зажигательной музыки и предельно простых, но каждому понятных слов только кажется абсолютно естественной — тыкнуть пальцем в кого-то ещё, кто помимо «Чайфа» сумел построить на сочетании этих приёмов тридцатилетнюю карьеру народных любимчиков, отчего-то не выходит.

На юбилейном концерте, понятное дело, было всё — и «Ой-йо», и «Аргентина-Ямайка», и «Не спеши» (как комментировал на концерте Владимир Шахрин, «Для тех, кто знает из нашего творчества всего три песни, пришла пора сыграть первую»), но также и «Пусть всё будет так, как ты захочешь», и «Вольный ветер», и «Белая ворона», и «Не дай мне повод», и «Рок-н-ролл этой ночи», и «Шаляй-валяй», и «Псы с городских окраин», и «Не со мной», и «Город мой», и «Поплачь о нём, пока он живой». (Разве что моей любимой со школьных времён «Антипаровозной» не было, но на это я и не рассчитывал). И как-то по всем песням было хорошо понятно, почему именно они стали теми хитами, которые помнятся по много лет — это яркие, бодрые, классные, очень обаятельные и обезоруживающие своей доступностью и простотой песни. Такие, которые совершенно необязательно слушать каждый день — но всё равно здорово вернуться к ним вдруг раз в несколько лет и прикоснуться через них к своему более беззаботному прошлому, в котором они звучали. То есть, да, «Чайф» — это абсолютно ностальгическая история, но в этом нет ничего страшного; это та самая ностальгическая история, которая как раз и объясняет, зачем вообще людям нужна ностальгия.

фото Дмитрия Зяблицкого, видео Сергея Л

Владимир Шахрин: «Поглумиться над журналистами – дело святое»

Рекомендуем почитать