Напомним, 8 июня завершился прием заявок на участие в открытом конкурсе по продаже 51% акций ОАО «Эра Групп», в собственности которого находится международный аэропорт «Емельяново» (акции самого акционерного общества принадлежат государственному предприятию «Центр транспортной логистики»). В числе заявившихся на конкурс три компании: ПАО «Красноярская ГЭС», ООО «Емельяново-Инвест» и ООО «Аквамарин». Завтра, 11 июня, станет известно, все ли претенденты допущены к участию в конкурсе. Сами же торги пройдут 19 июня. По их условиям, продажи акций стартуют с суммы 2 млрд руб. Кроме того, победитель обязуется построить новый пассажирский терминал в «Емельяново» не позднее декабря 2017 года.
Битва титанов
Тем читателям Newslab.ru, кто внимательно следит за судьбой аэропорта «Емельяново», список его нынешних потенциальных инвесторов может показаться неожиданным — ни одна из озвученных компаний ранее не фигурировала в числе претендентов на красноярский аэропорт. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все это наши старые знакомые — так, за «Красноярской ГЭС» стоит компания «Базэл Аэро» (в числе владельцев обеих Олег Дерипаска), ООО «Емельяново-Инвест», подконтрольная ГК «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга), а ООО «Аквамарин» связано с компанией «Новапорт» (принадлежит Роману Троценко).
В общем, на финальную (будем надеяться!) схватку за многострадальный аэропорт «Емельяново», как и предполагали изначально многие эксперты, в итоге вышли только «тяжеловесы» — три крупнейших региональных аэропортовых холдинга России. Чем завершится «битва титанов», станет известно буквально на днях, нам же остается только делать ставки — рассмотрим сильные и слабые стороны «бойцов».
Не очень обнадеживает...
Как уже анализировали некоторые федеральные СМИ, в случае победы на конкурсе «Красноярской ГЭС», фактически управлять красноярским аэропортом, скорее всего, будет «Базэл Аэро». Именно эта компания отвечает за аэропортовые активы «Базового элемента». Сейчас она руководит аэропортами в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике. Кроме того, в феврале этого года «Базэл Аэро» выиграл конкурс на акции международного аэропорта Владивостока, обойдя все тех же «Аэропорты регионов» и «Новапорт».
Однако по меньшей мере странной выглядит схема участия «Базэл Аэро» в конкурсе на акции красноярского «Емельяново»: вместо того, чтобы выступать от собственного имени, компания выставила «замену» — «Красноярскую ГЭС». Это также актив «Базового элемента», однако, спрашивается, какое отношение имеет гидроэлектростанция к управлению аэропортом.
К тому же, о каком приходе нового инвестора в край приходится говорить, если красноярские энергетики покупают красноярский же аэропорт?!
К слову, несколько странными выглядят и сами условия конкурса: в них указана явно завышенная (по мнению отраслевых экспертов) стартовая цена акций аэропорта и при этом практически не прописаны квалификационные требования к претендентам. Это означает, что, по сути, любая компания — далекая от аэропортового бизнеса (к примеру, «Красноярская ГЭС»), но располагающая достаточными финансами — может купить аэропорт. В то же время профильные компании могут оказаться в «пролете».
Но вернемся к «Базэл Аэро». Изрядно подмочил его репутацию скандал с аэропортом Краснодара. Компания управляет им с 2007 года, однако, судя по всему, за это время никаких серьезных инвестиций в его модернизацию не сделала, несмотря на многочисленные обещания и масштабные озвученные планы. К примеру, отраслевое исследовательское агентство «АвиаПорт» в своем рейтинге российских аэропортов за 2013 год поставило краснодарским «воздушным воротам» 1,5 балла из 5, что означает «низкий и очень низкий уровень комфорта». А губернатор Кубани Александр Ткачев и вовсе назвал краснодарский аэропорт «позором города». Сейчас в Краснодаре дошло до судов — в апреле ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» потребовала взыскать 33,4 млн руб. с международного аэропорта Краснодара за нанесение ущерба имуществу аэропорта (разрушение одного из перронов).
Наконец, ситуация с новоприобретенным аэропортом Владивостока, который «Базэл Аэро» купил «вскладчину» с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и сингапурской Changi, тоже выглядит не очень обнадеживающе. Партнеры до сих пор не рассчитались за покупку, хотя и обещают сделать это в рассрочку до конца года. В то же время «Базэл Аэро» уже нацеливается на приобретение нового аэропорта.
Стоит ожидать подвоха?
Холдинг «Новапорт», от имени которого в конкурсе участвует компания «Аквамарин», также не впервые пытается присовокупить к своим активам красноярский аэропорт. В настоящее время в управлении холдинга аэропорты Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска и Волгограда. Кроме того, как и «Базэл Аэро», «Новапорт» недавно обновил свои активы: в конце прошлого года холдинг купил 100% акций тюменского аэропорта «Рощино», а в марте нынешнего — три четверти акций пермского аэропорта «Большое Савино» (причем, за сумму практически в два раза превышающую начальную цену). В развитие новоприобретенных активов компания планирует вложить около 16 млрд руб.
Потянет ли компания Троценко еще и «Емельяново»? Ведь, помимо стоимости аэропорта, которая будет как минимум выше 2 млрд руб., потребуется вложить еще в несколько раз больше в его модернизацию. Причем менее чем за два года.
Есть и еще один момент: «Емельяново» — прямой конкурент новосибирского «Толмачево», главного актива «Новапорта». И тут возникают «смутные подозрения»: нет ли у «Новапорта» коварного умысла купить «Емельяново» с той целью, чтобы просто пресечь его дальнейшее развитие? Конечно, это не более чем домыслы и предположения, да и игра, кажется, не стоит свеч — слишком уж дорого. Но, тем не менее, такая версия довольно распространена среди экспертов и журналистов. И логика в ней действительно есть. Скажем, сейчас основные доходы красноярского аэропорта составляют грузоперевозки. Это связано с его выгодным географическим месторасположением — в центре России и всего Евро-Азиатского континента. Проще говоря, «Емельяново» — идеальный пункт дозаправки грузовых самолетов. Неспроста один из крупнейших грузовых авиаперевозчиков мира Lufthansa Cargo заключил с ним контракт. И если закрыть на длительное время красноярский аэропорт, то грузоперевозки в регионе волей-неволей придется замкнуть на ближайший аэропорт — «Толмачево». Может быть, сначала временно, однако потом можно и вовсе отобрать у «Емельяново» контракты, например, с той же «Люфтганзой», и перезаключить их с «Толмачево». Тем более что в отличие от нашего горе-порта, новосибирский уже сегодня представляет собой современный первоклассный авиахаб.
С серьезными намерениями?
Наконец, третий претендент на долю в «Емельяново» — группа компаний «Аэропорты регионов» (в конкурсе выступает от имени ООО «Емельяново-Инвест»). В настоящее время в ее активе аэропорты «Кольцово» (Екатеринбург), «Курумоч» (Самара) и «Стригино» (Нижний Новгород). Кроме того, сейчас она строит аэровокзальные комплексы в аэропортах «Центральный» (Саратов) и «Южный» (Ростов-на-Дону).
В отличие от своих главных конкурентов «Аэропорты регионов» недавними приобретениями похвастаться не могут. Компания тоже участвовала в торгах в Перми и Владивостоке, но проиграла их — предложила не самую высокую цену. Однако, на красноярский аэропорт она, похоже, нацелилась серьезно. «Аэропорты регионов» еще в 2013 году на X Красноярском экономическом форуме заявили о желании «заняться» «Емельяново» и даже подписали с Правительством края предварительное соглашение. В следующем году компания подтвердила намерение участвовать в проекте и озвучила сумму инвестиций, которую готова была в него вложить — 12 млрд руб. (единственный на данный момент инвестор, говоривший о конкретных деньгах).
В активе компании один из лучших на сегодня региональных аэропортов России — екатеринбургский «Кольцово». Компания «АвиаПорт» в уже упомянутом нами исследовании поставила ему 4 звезды — «высокий уровень комфорта». Более того, в 2015 году «Кольцово» признали одним из лучших портов мира — авторитетная консалтинговая компания Skytrax также поставила ему 4 звезды из 5. Подобный результат у терминалов, например, Цюриха, Амстердама, Лондона и других мировых столиц.
Последний на сегодня реализованный проект компании — запуск нового пассажирского терминала в Самаре, в аэропорту «Курумоч». Примечательно, что строительство терминала заняло у компании всего полтора года.
В настоящее время «Аэропорты регионов» ведут строительство авиакомплекса «Южный» в Ростове-на-Дону, который планируется сдать в конце 2017 года, в преддверии ЧМ-2018 по футболу, матчи которого будет принимать город. Как и в других регионах присутствия, компания реализует проект в партнерстве с местными властями. Инвестиции в строительство составят 37 млрд руб., из них 16 млрд — деньги компании.