По «Миру Юрского периода» можно многое с любопытством изучать, в том числе, например, и то, как меняются с годами рекрутинговые подходы больших студий. Пятнадцать-двадцать лет назад, как раз во времена первого и второго «Парков», чтобы тебя засосало в большую студийную франшизу, нужно было сбацать пару-тройку независимых, но бодрых и изобретательных жанровых хитов, желательно позаметнее — как, например, произошло с Брайаном Сингером до его попадания в «Люди Икс».
Режиссёр Колин Треверроу
В ролях: Крис Прэтт, Брайс Даллас Ховард, Крис Робинсон, Ти Симпкинс, Винсент д’Онофрио, Джейк Джонсон, Ирфан Хан, Омар Си, Лорен Лапкус, Джуди Грир, Джимми Фэллон
Продолжительность — 124 мин.
Теперь же, если судить по примеру режиссёра «Мира» Колина Треверроу, достаточно и одной картины для фестиваля «Сандэнс», лишь бы в ней присутствовало хоть капелька спилберговской магии, той особой восторженности по отношению к волшебной возможности кино рассказывать о невозможном. В первом фильме Треверроу «Безопасность не гарантируется» это было — правда, это была скорее меланхоличная комедия про встречу двух одиночеств и любовь как совместное приключение, нежели эпический боевик со спецэффектами и беготнёй.
В этом плане надо отдать должное студийным функционерам — талант сквозь мутноватое стёклышко его прекрасного, но сознательно неброского дебюта они действительно разглядели. «Мир Юрского периода» — убедительное и изобретательное приключенческое кино со спецэффектами, поставленное человеком, который очень близко к сердцу принял принятие эстафеты от Спилберга (а «Мир» осознанно смотрит во все глаза на первый «Парк» и пренебрежительно отмахивается от продолжений — позиция, которой не откажешь в разумности) и сделал всё, чтобы не подкачать. За «Миром» весьма увлекательно следить даже когда он позволяет себе периодическое разжижение мозга в области логических центров (над героиней ещё в середине шутят, что бегать по джунглям на каблуках не особо разумно, а потом оставляют её до конца фильма на этих самых каблуках), и если по результатам фильма Треверроу доверят ещё что-нибудь большое и эпическое, большинство зрителей от этого останется только в выигрыше.
Смотреть во все глаза на старшего товарища — позиция, имеющая, впрочем, не только плюсы, но и ограничения, даже если товарища уже много лет как записали в боги современного развлекательного кино.
«Мир Юрского периода» в конечном итоге попадает примерно в ту же ловушку, что и сам Спилберг в некоторых своих поздних фильмах — отчаянно стараясь быть таким же, как что-то другое (первый «Парк», ранее собственное творчество), он промахивается мимо того, чтобы стать собой.
По «Миру» тут и там рассованы разные идеи, при помощи которых он пытается симулировать наличие содержания. Все проблемы здесь идут от того, что держатели парка с ежедневной посещаемостью в двадцать тысяч жалуются, что публика скучает на их сногсшибательных аттракционах и прибегают к сомнительным практикам для того, чтобы придумать аттракцион пострашнее и позубастее — милая параллель к логике всё тех же студий, выпекающих все те же блокбастеры, да, вот именно такие, как «Мир Юрского периода». Вдобавок есть ещё и злодей, мечтающий использовать тренированных велоцирапторов в военных целях (глядя на них в работе, он заворожено бормочет «Эх, были бы они у нас в Ираке»).
Но за всеми этими манипуляциями с идеями, к тому же проговорёнными прямо в кадре по пятнадцать раз, не стоит ровным счётом ничего помимо панического стремления сценаристов придать их истории хоть какую-то актуальность. Логика, то есть, работала в обратную сторону — не история сочиняется в стремлении поговорить о зашифрованных в ней важных и актуальных идеях и опасениях, а идеи навешиваются на историю, чьё существование продиктовано иными соображениями. Единственная причина существования «Мира Юрского периода» — это фильм «Парк Юрского периода».
И «Мир», самое смешное, не только не пытается от этого откреститься, но и счастливо капитулирует перед своим альфа-товарищем, рассовывая по всему фильму аккуратные приветы «Парку» (с той же примерно тонкостью, что делал с иконографией предшественников режиссёр МакГи в четвёртом «Терминаторе») и даже выстраивая на самом крупном из приветов всю кульминацию собственного фильма. Спилберг, конечно, титан, тут не поспоришь, и «Парк» — одно из мощнейших его достижений; но и смотреть два часа, как другой талантливый человек пристально смотрит ему в рот тоже не очень понятно, зачем.
Вердикт — уверенно и убедительно сделанный сиквел, не только не сумевший выбраться из тени своего могучего изначального фильма, но и не пожелавший даже и пытаться это сделать