Гуакамоле — блюдо мексиканской кухни, приготовленное из мякоти авокадо. Одни причисляют его к «закускам», другие — предпочитают определение «соус». Корни самого слова лежат ацтекских языках: āhuacamōlli — это производное от «авокадо» (āhuacatl) и «соус» (mōlli). Впрочем, нет единого мнения о том, действительно ли ацтеки знали и готовили — в той или иной вариации — гуакамоле. Ясно одно: авокадо и различные блюда из него массово присутствовали в рационе древней народности, а сам плод почитался. Одно из названий авокадо с ацтекских языков буквально переводится как «яичко дерева» — очевидно, дело в сходстве плода и соответствующей части мужского тела. Именно из-за этого собирать авокадо разрешалось только сильной половине человечества, женщины же в период урожая сидели дома, дабы избежать возможных прегрешений.
Первые упоминания собственно о гуакамоле в различных источниках появляются с началом ХХ века. Однако логично предположить, что за пределы Латинской Америки оно «выбралось» гораздо раньше, еще в период колонизации. Гуакамоле в наши дни — это, безусловно, международный кулинарный хит. Его любят завсегдатаи баров — отлично «идет» под пиво и чипсы, а также веганы и сыроеды — тут нет продуктов животного происхождения, а приготовление соуса не требует термической обработки продуктов.
Наконец, гуакамоле — это не только вкусно, но и полезно: авокадо занимает одно из первых мест в списке так называемых суперфудов.
К слову, рецепт гуакамоле может стать темой не то что небольшой заметки, а целой диссертации. Вариаций приготовления соуса не перечислить, и чем дальше «мексиканское чудо» шествует по миру, тем их становится больше. Классический рецепт включает в себя авокадо, соль, сок лайма или лимона. Все остальное, что называется, «на вкус и цвет» — в соус можно также добавить перец, лук или чеснок — или и то, и другое вместе, зелень, помидоры. Вариативна и консистенция: например, комковатое гуакамоле может самостоятельно выступать в качестве гарнира.
Наталья Мороз
P. S. Советуем вам поторопиться с приготовлением гуакамоле — до Красноярска уже докатились пищевые репрессии, и не исключено, что скоро авокадо ждет печальная участь запрещенных сыров.