Подпрограммы не будет
Обсуждение началось с темы развития в городе системы инклюзивного образования. Напомним, сейчас муниципалитет не участвует в финансировании мероприятий этого направления, а лишь распределяет средства, полученные в виде субсидий из федерального и краевого бюджетов. Еще в мае члены профильной комиссии Горсовета рекомендовали главному управлению образования мэрии разработать проект подпрограммы по инклюзивному образованию в городском бюджете на 2016 год. О том, к какому решению пришли в главном управлении образования администрации города Красноярска, депутатам рассказала заместитель начальника отдела общего образования Светлана Попова.
По ее словам, проект подпрограммы был разработан в середине лета. Включать ее в бюджет на 2016 год, тем не менее, было сочтено нецелесообразным, однако это может быть сделано через год. «Считаем, что выделение в отдельную подпрограмму в условиях проекта муниципальной программы на 2016 год нецелесообразно, так как реализация программных мероприятий на сегодняшний день не может быть подтверждена расходами, — сообщила Светлана Попова. — Финансирование расходов осуществляется за счет средств субсидий по федеральной целевой программе развития образования. Получение средств осуществляется на основании проведения конкурсных процедур в текущем финансовом периоде. Таким образом, после получения дополнительных финансовых средств в 2016 году будет целесообразно выделить данные мероприятия в отдельную подпрограмму».
Попова рассказала, что в городе разработана модель инклюзивного образования, утверждены 79 пилотных площадок — 35 школ и 44 дошкольных учреждения, в которых создается доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние три года 30 школ Красноярска на основании конкурсного отбора получили более 27 млн рублей из федерального бюджета по федеральной программе «Доступная среда». В нескольких школах появились мобильные лестничные подъемники, оборудование для туалетных комнат и прочее. Планируется, что в 2015-2016 годах количество детей, получающих инклюзивное образование, увеличится на 49%.
Депутаты подняли тему неудовлетворительного состояния зданий специальных коррекционных школ Красноярска и поинтересовались, сколько из них в ближайшие годы могут рассчитывать на капитальный ремонт. Оказалось, что только две — на ул. Новосибирской и на ул. Быковского.
Председатель комиссии Марина Малышева, которая активно ратовала за создание специальной подпрограммы об инклюзивном образовании, выразила сожаление, что главное управление образования пока отложило эту идею: «Подпрограмма дала бы возможность привлекать дополнительное финансирование из городского бюджета. Пусть бы оно было даже очень незначительным, точечным, но можно было бы внести в проект еще какие-то школы, хоть и с минимальным финансированием. Но бюджет сейчас сложный, и средства можно снять только с какого-то другого учреждения, а этого делать не хочется».
«Для меня важно, чтобы эта деятельность свелась теперь не к подпрограмме, а к проекту. Проект „Инклюзивное образование“ достаточно серьезный, весомый, потому что средства сюда отпущены хорошие — некоторые школы получат до 2 млн рублей. Появятся сенсорные комнаты, логопункты, различное оборудование, которое поможет детям со слабым слухом или зрением. Началась большая, серьезная работа», — заключила Малышева.
Депутат Елена Курамшина обратила внимание на то, что до сих пор остается нерешенным большое количество конкретных вопросов организации процесса образования в школах детей с особыми потребностями:
«Нужно более тщательно комплектовать классы, более индивидуально подходить к каждому ребенку и создать такую среду, которая и ему была бы комфортна, и педагогам, и другим детям. За ребенком должен быть закреплен какой-то специалист, чтобы его здоровье находилось под контролем. Все это нужно „зашить“ в подпрограмму. Остается еще много вопросов, как конкретно будет осуществляться образовательный процесс, доставка детей в школу и так далее. Мы будем отрабатывать этот вопрос с комиссией и юристами, может быть, и родители выступят со своими предложениями».
В результате депутаты приняли решение принять информацию к сведению и рекомендовали главному управлению образования составить перечень школ, которые не вошли в число пилотных площадок, но нуждаются в выделении средств на создание доступной среды для детей-инвалидов.
Школьные проблемы
Затем депутаты приступили к рассмотрению собственно муниципальной программы о развитии образования. С докладом об основных позициях документа выступил руководитель главного управления образования Алексей Лапков. Он сообщил, что программа состоит из шести основных подпрограмм: «Развитие дошкольного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми», «Развитие общего образования», «Развитие дополнительного образования», «Организация отдыха и занятости детей в каникулярное время», «Развитие физической культуры и спорта в системе образования», «Обеспечение реализации муниципальной программы».
Общий объем финансирования программы на три года составляет более 32 млрд рублей, в том числе на 2016 год — 11,6 млрд рублей. В документ заложены средства на открытие новых мест в детских садах и школах, рост охвата детей дополнительным образованием, каникулярной занятостью, отдыхом в загородных и пришкольных лагерях, а также рост числа занимающихся спортом и выполняющих нормы ГТО.
Особый интерес депутатов вызвала тема обустройства пришкольных спортивных площадок. По словам Лапкова, в ближайшее время запланировано построить за бюджетные средства 15 новых плоскостных сооружений. Геннадий Торгунаков предложил альтернативный подход — привлекать к строительству площадок предпринимателей: «Бизнес мог бы взять на себя обязательства по строительству плоскостных сооружений, а муниципалитет — в дальнейшем выкупать себе часы для проведения там мероприятий». Руководитель главного управления образования выразил готовность обдумать это предложение.
Татьяна Рыкунова напомнила Алексею Лапкову о проблемной ситуации в лицее № 1, к которому недавно присоединили школу № 138. «В лицее теперь учится 1829 человек. Присоединенная школа находится в удручающем состоянии. Там нужно очень серьезное вливание делать, чтобы довести все до ума», — посетовала депутат. Чиновник ответил, что осведомлен о ситуации, и заверил, что у школы будет возможность получить необходимое финансирование.
Сергей Суртаев привлек внимание к развитию образовательной инфраструктуры в мкрн Солнечный. В частности, он предложил рассмотреть возможность выделения финансирования на ремонт кровли и ограждения Центра детского творчества.
Сергей Толмачев поинтересовался, как активно красноярцы обращаются за предоставлением субсидий за выход из очереди в дошкольное учреждение. В ответе прозвучало, что к настоящему времени за выплатой обратились 1422 семьи, в то время как к концу октября запланировано было около 3 тыс. В среднем в управление поступает около 200-250 таких заявлений в неделю.
Александр Негруцкий поднял проблему пожарной безопасности в школах. Алексей Лапков пояснил, что в ряде школ, где система пожарной сигнализации подлежала замене в связи с выходом срока использования с санкции МЧС было решено ограничиться регулярной ревизией датчиков, что позволяет экономить бюджетные средства.
Марина Малышева предложила главному управлению образования рассмотреть вопрос о перепрофилировании бывшего приюта «Надежда» на ул. Прушинской под детский сад — Лапков пообещал рассмотреть это предложение. Также депутат предложила провести разъяснительную работу с родителями и руководителями школ о предоставлении детям-инвалидам в школах двухразового горячего питания, а также провести мониторинг ситуации в целом.
«Меня удивило, что сейчас дети, имеющие в управлении соцзащиты статус ребенка-инвалида (по решению МСЭК), не имеют права на бесплатное двухразовое питание до тех пор, пока им не будет присвоен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А это компетенция районных МППК (медико-психолого-педагогических комиссий). В отрасли образование не существует понятия „ребенок-инвалид“, есть понятие „ребенок с ограниченными возможностями здоровья“ (ОВЗ). Дети с ОВЗ в школе получают льготу по обеспечению их двухразовым бесплатным питанием. Это хорошая поддержка, но пока не все школы эту работу до конца провели», — посетовала Марина Малышева.
По итогам обсуждения депутаты рекомендовали администрации города Красноярска утвердить проект программы с учетом высказанных предложений.
Екатерина Семьина специально для Newslab.ru