Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Чёрная месса»

Фильм: «Чёрная месса»

18+ запрещено для детей
30.10.2015
9
Кадр из фильма "Черная месса"
Источник: kinopoisk.ru

Главный герой «Чёрной мессы», Джимми «Уайти» Балджер — фигура в Америке довольно известная. Подпольный король бостонских улиц и родной брат влиятельного местного политика, в 70-х он поднялся из ирландских рабочих низов, выдавил с улиц конкурентов-итальянцев, закрутил большие дела с воротилами-букмекерами из Флориды и практически правил городом вплоть до середины 80-х, пока не был вынужден уйти в бега от закона.

Black Mass, США, 2015
Режиссёр: Скотт Купер
В ролях: Джонни Депп, Джоэл Эдгертон, Бенедикт Камбербэтч, Дакота Джонсон, Рори Кокрейн, Кевин Бейкон, Адам Скотт, Дэвид Харбор, Питер Сарсгаард, Джесси Племонс, Кори Столл, Джулианна Николсон
Продолжительность — 122 мин.

О нём снимали документальные фильмы и писали книжки — одна из таких, журналистское расследование двух бывших газетчиков из Boston Globe, милым образом даже появляющихся в одной из сцен «Мессы», и легла в основу этого фильма. Он и его делишки вдохновляли интересных авторов — криминальная изнанка Бостона породила интересного писателя Дэнниса Лихэйна и была воспета Мартином Скорсезе в «Отступниках», вся ирландско-бандитская начинка которых вполне официально срисована с истории Балджера и его банды.

Если складывается ощущение, что «Чёрная месса» Скотта Купера немножко припозднилась к собственному празднику, на то есть два довольно внушительных основания. Во-первых, проект и правда мариновался в голливудском закулисье примерно полтора десятка лет — изначально его хотели подсунуть ещё молодым Аффлеку с Деймоном, горяченьким после успеха собственной бостонской истории «Умница Уилл Хантинг»; сложилось всё, как видите, немного иначе. Во-вторых, в версии Купера «Чёрная месса» не особенно тянет на исчерпывающее высказывание в жанре большой американской гангстерской драмы.

Подчёркивая свою родословную, ведомую от серьёзного журналистского расследования реального большого дела, «Чёрная месса» тщательно каталогизирует факты и события.

Перечисляются имена и события (формально фильм составлен из показаний реальных подельников Балджера), в промежутках между ними аккуратно вставляются сцены из жизни — вот Балджер психует из-за ерундового наезда коллеги, вот переживает семейную трагедию; но за монтажной склейкой уже ждёт следующее дело, следующий подельник, следующее убийство.

Материалы по теме
Фильм: «Легенда»
Очередная гангстерская биография, мало чем выдающаяся

За этакой хроникёрской дотошностью «Месса» попадает примерно в ту же ловушку, что и недавняя «Легенда» с Томом Харди. Тщательно пересказывая реально произошедшие события, фильм немного теряет за этим процессом то, о чём же он сам хочет нам поведать — ну, помимо того, что был вот на свете, знаете, такой плохой человек. Балджер, если приглядеться, даже не является главным героем «Мессы» — Купер и сценаристы не столько пытаются его понять или объяснить или влезть ему в голову, сколько смотрят на него немного снизу вверх, как на дом или очень большое животное. Или, скажем, большую зубастую рыбу, которую можно запустить в аквариум своего сюжета и потом снаружи наблюдать, как она уверенно жрёт всех остальных его обитателей.

Депп, столь увлечённый в последние годы костюмными кривляниями у «Диснея» и Бёртона, что впору было заволноваться о его утрате всяческой способности и в прочих местах изображать что-то иное (см. художественные фильмы «Бивень» и «Мордекай»), вгрызается в роль хищника достаточно уверенно, чтобы довольно гротескный и избыточный грим переставал казаться проблемой уже минут через десять. Но его Балджер, даже при всём старании актёра, всё равно остаётся персонажем завораживающим, но одномерным — в сценарии, зацикленном на восстановлении цепочки событий, не остаётся времени для изображения какой-то внутренней его жизни.

Если в фильме и есть герой, то это скорее ФБР-овец Джон Конноли в интересном исполнении австралийца Эдгертона (сцены, где они вдвоём с англичанином Камбербэтчем изображают друг другу бостонский акцент — отдельный фонетический восторг). Друг детства Балджера, Конноли затаскивает его в многолетнее тайное партнёрство с ФБР — и оказывается, в общем, единственным персонажем фильма, в чьей истории есть какая-то драматическая начинка. (Если коротко — не стоит торопиться чувствовать себя неуязвимой рок-звездой собственной жизни, даже если ты можешь здороваться за руку и проворачивать какие-то дела с по-настоящему большими мальчиками).

Черная месса - Русский трейлер 2 (HD)

Видео: youtube.com

При всей своей приверженности сухому фактажу, которая не даёт фильму выйти на какое-то художественное высказывание, «Чёрная месса» — кино всё-таки живое. В ней угрюмо, словно зубная боль, пульсирует убедительно-злая энергия; она не пытается романтизировать происходящее, она наглядно показывает, что гангстерское дело — это когда группа неприятных и опасных людей деловито занимаются незаконными и плохими вещами. Этот нерв бьётся в «Чёрной мессе» довольно монотонно, но всё же бьётся — и это вполне примиряет с тем, что это кино опасно похоже на миллион других криминальных драм, что были до него, и ещё миллион тех, что будут.

Вердикт — криминальная ретро-драма с хорошими артистами — привычная, но убедительная

Рекомендуем почитать