Три серии «Голодные игры» шли к полноценному военному конфликту, и в «Сойке-пересмешнице, часть 2» он разворачивается уже всерьёз. Здесь траектория судьбы Китнисс Эвердин, решительной девушки, которую жизнь всё время заставляла бросаться решать проблемы, приводит её к самым страшным и большим вещам.
Режиссёр: Фрэнсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Дональд Сазерленд, Джош Хатчерсон, Лиэм Хемсфворт, Джулианна Мур, Вуди Харрельсон, Филлип Сеймур Хоффман, Джена Мелоун, Джеффри Райт, Натали Дормер, Элизабет Бэнкс, Сэм Клафлин
Продолжительность — 137 мин.
Война и политика — одинаково грязное дело независимо от того, на какой стороне ты бьёшься; милосердию здесь не место, оно не практично и неэффективно в решении боевых задач, да и пощажённый побеждённый враг всегда будет готов исподтишка вцепиться в горло. Победа не всегда приносит облегчение, те, кто был тебе дороже всех, превращаются в кровожадных убийц, а единственным, кто тебя понимает, оказывается твой заклятый враг — курс на экстренное взросление героини «Голодные игры» отрабатывают, пожалуй, даже резче и мощней того же «Гарри Поттера».
Режиссёр Лоуренс уверенно принимает подачу первоисточника — поддаёт давящего мрака (саундтрек регулярно сводится к монотонно-тревожному гудению), кидает героев в хаос военных действий, где никто не застрахован от смертельной опасности, даже самые полюбившиеся за три предыдущих выпуска герои.
Дела во второй «Сойке-пересмешнице» обстоят настолько серьёзно, что когда авторы пытаются по старой привычке протащить в сюжет любовный треугольник между Китнисс и двумя юношами, и зритель, и сама Китнисс инстинктивно немножко кривится — какая любовь, когда родина в опасности. Хотя на деле эта вроде бы неуместная романтическая возня занятным образом отражает и большую историю «Голодных игр». Китнисс выбирает не только между двумя мужчинами, но и между двумя государствами, двумя подходами к власти; и выбор её в конечном итоге окажется далеко не таким предсказуемым, как могло бы казаться в предыдущих частях.
И этот выбор — решающий момент всего цикла. При всей прогрессирующей сложности устройства мира «Голодных игр», из-за которой необходимо было поступательно отказываться от большинства простых и идиллических представлений о мире и людях, что тебя окружают, история всё равно в конечном итоге оказывается об индивидуальном выборе человека, и о том, что, как бы сильно не казалось обратное, он всё-таки может решительно повлиять на ход всего. И Лоуренс, росшая на экране вместе со своей героиней, довольно убедительно отыгрывает все эти переживания.
Другое дело, что режиссёр Лоуренс, кажется, настолько погружается в сгустившуюся к финалу тьму, что не очень способен убедительно из неё выбраться — идиллический эпилог здесь кажется отчего-то неуместным и нелепым, видится обратным упрощением того, что весь цикл усложнялось и становилось всё неподъемней и страшней. Впрочем, Китнисс, наверное, заслужила подобный финал, и с этой точки зрения неважно, заслужил ли его последний фильм про неё или нет. «Голодные игры» закончились, и закончились, в общем, хорошо. Кстати, какая там у нас следующая дорогостоящая многосерийная эпопея по расписанию?
Вердикт — не всегда и во всём ровный, но в целом довольно убедительный финал тетралогии про революцию и борьбу с тоталитаризмом