С апреля по декабрь, когда проект работал в тестовом режиме, его авторы (мэрия) и оператор (он же инвестор, ООО «Инфоком») приняли на себя целый шквал критики от специалистов и общественности.
Время работы: ежедневно с 8:00 до 18:00, кроме выходных и праздников.
Стоимость: 30 рублей в час (15 минут плата не взимается).
Они несколько раз судились с прокуратурой (и продолжают до сих пор), спорили с депутатами и все-таки добились принятия штрафов для «паркозайцев». Только с нового года, когда красноярцев действительно обязали платить за парковку в центре, проект заработал во всю силу.
Мы решили поближе познакомиться с работой системы и первым делом отправились в в call-центр «Инфокома», о котором так много говорилось при запуске проекта. Оказалось, что за всё там отвечают всего две девушки.
Call-центр (позвонить в него можно по телефону (391) 200-00-33) работает в том же режиме, что и система платной парковки — по будням с 8.00 до 18.00 (после этого звонки переводятся на голосовую почту). Кроме того, жалобы и предложения по работе системы принимаются на сайте krasparking.ru, а также в группах в Facebook или «ВКонтакте» — на них обещают ответить в течение суток.
Звонки в call-центр от горожан сейчас поступают нечасто, говорят операторы, — не больше 20 раз в день. За время нашего утреннего визита, например, не было ни одного. Однако в первые рабочие дни января, когда только начали действовать штрафы, call-центр пережил настоящую телефонную атаку.
«Был гвалт звонков, невозможно было дозвониться, — рассказывает руководитель call-центра Светлана Ширяева. — Спрашивали, как оплатить, где стоит знак платной парковки. Звонили и лайф-хакеры, которые всё придумывали какие-то способы избежать оплаты и тут же проверяли их на операторе: „А что будет, если я приеду, а потом уеду, а потом опять приеду...“ Мы такие вещи отсекали, потому что они отнимали много времени. Люди не хотят ничего читать — сразу звонят на горячую линию, даже если вся информация указана на паркомате».
Паркон следит за тобой
Всего автомобилей с системой «Дозор-М» (или парконов — будем для ясности называть их так) в городе три. Каждый будний день они колесят по улицам центра, фиксируя номера стоящих в платной зоне машин. В одном из них разрешили прокатиться и нам.
Водитель «нашего» паркона Анатолий рассказал, что работает «дозорным» почти с самого начала проекта. По его наблюдениям, машин на платных парковках действительно становится меньше, в то время как сознательность горожан растет:
«Сейчас люди сами начинают подходить, интересоваться — как и где можно оплатить. Раньше это никого особо не интересовало, наверное. Сейчас, может, штрафов боятся. Есть, конечно, некоторые мажоры, которые говорят: „Ну придет штраф — заплачу“».
Есть и те, кто и штрафа боится, и платить не хочет, а потому прибегает к хитростям. Анатолию, по его словам, уже неоднократно приходилось снимать с номеров тряпки и бумажки. Однако нам за время поездки найти такой автомобиль не удалось, если не считать одну Kia со снятыми номерами — а в таких случаях водитель паркона бессилен — это уже прерогатива правоохранительных органов, признается наш собеседник. «Ну вот, народ понял: завешивать смысла нет», — подытожил Анатолий.
Для паркующихся в центре автомобилистов предусмотрено пять способов оплаты: через паркоматы, мобильное приложение, смс-сервис, сайт krasparking.ru и терминалы «Платежка».
Чего боятся паркоматы
Автомобилисты нередко жалуются на технические сбои в работе паркоматов. В «Инфокоме» признают, что поломки действительно пока есть, но происходят всё реже. При необходимости серьезной починки ремонтная бригада работает вечером или ночью, а текущие проблемы (например, если кончилась чековая лента) решает оперативно.
С претензиями горожан о том, что многие паркоматы не работали этой зимой в морозные дни, в «Инфокоме» не согласны.
«В морозы было так: однажды выключили электричество, и один паркомат у нас не смог включиться обратно, — рассказывает руководитель проекта Павел Безсалов. — А вообще в паркоматах стоит система климат-контроля, и он не может замерзнуть. Внутри паркомата есть теплоизоляция, нагревающие пластины и вентиляция, которые поддерживают внутри постоянную температуру. У нас на самом деле больше опасений было в жару— это чревато перегревом техники и выходом из строя. Но и её мы пережили хорошо».
Сейчас паркоматы как способ оплаты уже уступили первое место по популярности более простому в использовании мобильному приложению. «У нас около 6 тысяч скачиваний, — не без гордости заметил руководитель проекта. — Для мобильного приложения это не такая большая статистика, но для Красноярска это сверхвысокие цифры».
Не надо стесняться
Как известно, для неплательщиков предусмотрены штрафы в размере от 300 до 800 рублей, если это обычный гражданин, и от 1000 до 1800 рублей, если машина принадлежит юридическому лицу. Путь от неоплаченной парковки до получения автомобилистом штрафа занимает до полутора месяцев.
Документы на неплательщиков ежедневно направляются в административные комиссии. Там при помощи ГИБДД устанавливают владельца машины и направляют ему извещение о явке для составления протокола. Затем протокол снова передают на комиссию, которая определяет размер штрафа.
Неоплата парковки — нормальное явление, считают в «Инфокоме», даже где-то позитивное. «Количество платежей в день должно быть не более 60%, — пояснил Павел Безсалов. — Если 100%, значит, тариф низкий и людям комфортно платить эту маленькую сумму. В таком случае мы не получим никаких улучшений в городе — только ухудшение и транспортный коллапс. Даже при 80% где-то должна загораться красная лампочка, говорящая о том, что нужно увеличивать тариф».
Нынешний уровень оплаты в Красноярске, по словам руководителя проекта, составляет 12-20%. «Это хороший показатель, — считает специалист. — Учитывая информационную атаку на проект в прошлом году, сейчас у нас очень хорошая ситуация».
Кстати, к критике в свой адрес в компании стали относиться спокойнее. Павел Безсалов говорит, что даже отзывы в прессе читать перестал, хотя прошлой весной сам признавался, что негативные комментарии читателей Newslab.ru его расстраивают.
«Вся эта критика абсолютно необъективна, — отмечает он сейчас. — Вероятно, была некая группа людей, которая сформировала несколько очень критичных тезисов и распространила их через СМИ. Именно эти тезисы дословно звучали в течение всего года. Мы с нашими оппонентами проводили круглые столы, встречи, рассказывали о механике и математике проекта, и у них это вызывало искреннее удивление, потому что у них в голове была сформирована какая-то ложная иллюзия, на которой они основывали свои суждения».
Изменился в последнее время и взгляд компании-инвестора на финансовую сторону вопроса. Так, по крайней мере, ответил нам Безсалов на вопрос об окупаемости проекта: «Вы относитесь к этому проекту как к бизнесу, но здесь нет бизнеса. Это проект администрации по организации городского пространства. Мы, конечно, инвестор, но это больше наша социальная миссия, нежели бизнес. Мы только так к этому относимся».
Добавим, что еще одна часть системы осталась для нас невидимой — это находящаяся в Железногорске серверная, а вместе с ней команда из 16 программистов, которые обеспечивают ее работу, занимаются программным обеспечением и техподдержкой. Вместе с ними в ООО «Инфоком» работает 22 человека.
В «Инфокоме» не переживают из-за перспективы передачи проекта муниципальному оператору. Согласно инвестсоглашению, это должно произойти в 2020 году. «Очень хорошо, что администрация уже задумалась и создает этого муниципального оператора, который должен отработать свои бизнес-процессы и к 2020 году подойти с абсолютно четким пониманием этих процессов, — подчернул Павел Безсалов. — Наоборот, будет жалко, если этого не произойдет, если проект умрет. Я надеюсь, что этого не случится, а то, что мы сейчас начинаем, будет работать не один десяток лет».
Екатерина Семьина, интернет-газета Newslab.ru