Увеличивает ли КрАЗ объемы выпуска продукции? Если да, то отражается ли это на количестве выбросов?
Объем производства на КрАЗе не наращивается с 2007 года — уже десять лет он остается на уровне 1 млн тонн в год. При этом с 2004 года суммарные выбросы завода снизились на 40%. Однако экологическая ситуация в городе не пошла на поправку, а наоборот — стала хуже. Вывод очевиден: на причины ситуации нужно смотреть шире.
Есть мнение, что РУСАЛ, как и любой бизнес, пытается сэкономить, и время от времени отключает установки для газоочистки, что и приводит к увеличению выбросов.
Отключить установки газоочистки наверное можно на каких-то производствах, но только не на алюминиевом. Установки, среди прочего, отвечают за отсос появившегося в процессе производства газа. Если он прекратится, в цехе будет невозможно работать — люди начнут задыхаться, получат ожоги слизистых. Отключение установок газоочистки это и финансовые потери для бизнеса. Если установки газоочистки не будут работать, прекратится еще один производственный процесс — возврат фтористого алюминия (криолита).
КрАЗ сокращает выбросы, а можно ли выстроить производственный процесс так, чтобы выбросов не было в принципе?
Безуглеродного производства алюминия сегодня не существует — это объективный факт. Но современные технологии позволяют существенно сокращать выбросы. С 2009 года на КрАЗе начался переход на новую технологию, получившую название «Экологический Содерберг». Усовершенствованная конструкция электролизера обеспечивает его высокую герметичность, что снижает объем выбросов и увеличивает эффективность производства. На сегодня на современную технологию уже переведено 52% электролизеров Красноярского алюминиевого завода. Переход на новую технологию будет продолжаться. Вложения РУСАЛа в проект составили $90 млн.
Если существующие технологии не позволяют алюминиевому производству работать без углеродных выбросов, можно ли перенести завод подальше от Красноярска и так сократить его влияние на экологию?
Перенос завода невозможен технически. Единственный вариант — полностью закрыть производство в Красноярске и отстроить его на новой площадке. Среди возможных вариантов — Богучаны, Тайшет, Хакасия. Однако цена вопроса — это не только инвестиции в новое производство, но и налоги, и рабочие места, которых лишится Красноярск и край. Сегодня на КрАЗе работает 4200 человек, в подрядных организациях ещё свыше 5000 человек, на работу на завод стоят в очереди ещё 1600 человек.
Чего ждать в будущем — готов ли КрАЗ и дальше снижать объемы выбросов?
Да. На красноярском производстве продолжается внедрение технологии «Экологический Содерберг», что позволяет снижать выбросы от года к году. К примеру, в 2016-м они сократились почти на 5% в сравнении с 2015-м. Параллельно с этим в РУСАЛе ведут работу над технологией инертного анода, которую уже назвали революционной с точки зрения экологического эффекта. Внедрение этой разработки позволит свести нагрузку на атмосферу к нулю. Инертная анодная масса не содержит углеродов, поэтому в процессе производства алюминия выделяется не углекислый газ, а кислород. Преимущества технологии не только экологические, но и экономические. Себестоимость производства снижается более чем на 10%, а капитальные затраты при строительстве новых заводов — более чем на треть. Ожидается, что первый цех с использованием технологии инертного анода заработает на КрАЗе уже в 2021 году.
Почему экологически безопасную технологию производства алюминия нельзя внедрить на КрАЗе прямо сейчас?
Как и всё новое, технология инертного анода требует тщательной проработки, только после этого ее можно внедрить в промышленное производство. Разработка технологии и ее испытания ведутся на Красноярском алюминиевом заводе. В тестовом режиме уже работает один электролизер. Следующий этап — перевод на технологию одного из корпусов завода, далее — всего производства. Из всех производств РУСАЛа первой такая модернизация будет произведена именно на КрАЗе.
Как создание «Красноярской технологической долины» отразится на выбросах — не станет ли их больше?
Нет. РУСАЛ не намерен увеличивать объемы производства алюминия на КрАЗе, а развитие программы «Экологический Содерберг» и в перспективе — внедрение технологии инертного анода позволят сокращать выбросы и дальше.
«Красноярская технологическая долина» — это параллельный проект РУСАЛа, краевых властей и алюминиевой ассоциации. Его основная цель — глубокая переработка алюминия: производство колесных дисков, фасадных конструкций, мостов. Технологический процесс такого рода производств не приводит к каким-либо выбросам в атмосферу.
Наталья Мороз специально для интернет-газеты Newslab.ru