Василий, как появилось ваше предприятие?
В сельское хозяйство я пришел из финансовой сферы. Занимался финансированием различных бизнесов, но в определенный момент понял, что сам хочу что-то производить. Выбор пал на сельское хозяйство. Сфера показалась интересной по причинам назревающих в ней изменений. Ведь во всём мире сельское хозяйство давно прошло путь индустриализации, а агропредприятия — это высокотехнологичные производства, где используется научный подход. Из всего этого получается очень качественный продукт. У нас такой подход применяется далеко не везде, и мы посчитали возможным изменить это.
Создать агрохолдинг с нуля — какого это?
В 2014 году мы посадили первый урожай картофеля в деревне Малиновка Сухобузимского района. Почему картошка? На тот момент купить её чистую отборную и вкусную в красноярских супермаркетах было невозможно. Картофель у нас имеет сакральное значение, сажать и выкапывать его всей семьёй остается традицией. Мы решили занять свободную нишу, и вот как уже три года являемся крупнейшим производителем картофеля в Красноярском крае. Мы производим столько картофеля, сколько три следующих за нами производителя вместе взятые. Используем только лучшие технологи, занимаемся селекцией и производим картофель элитных сортов.
Постепенно стали оценивать, какие ещё есть драйверы роста в сельском хозяйстве. Думали про пшеницу, но выяснилось, что в крае избыток предложения по ней примерно до миллиона тонн каждый год. Тогда мы выбрали масличные культуры, которые в нашем климате отлично растут. На них существует достаточно большой спрос, причем не только со стороны отечественной промышленности, но и со стороны китайского рынка. В 2016 году мы начали расширяться. Сейчас направления нашей работы — это выращивание, хранение и переработка рапса, ячменя, овса, картофеля, моркови, свеклы, капусты, а также молочное производство. Мы работаем не только в Сухобузимском, но и Боготольском и Ирбейском районах.
Профиль деятельности: производство и переработка овощей открытого грунта, зерновых, масличных культур, производство молочной продукции
Количество сотрудников: 200 человек
Конкуренция в районах вас не пугала?
У нас очень неоднородный край. Где-то есть мощные хозяйства, а где-то предприятия банкротятся и закрываются. Когда мы решили расширяться и выбрать новые районы для своей деятельности, то пришли в краевую администрацию и прямо спросили про районы, где велика доля свободной необрабатываемой пашни. После этого провели ряд встреч с местными администрациями, пообщались с представителями местного бизнеса и в результате остановили свой выбор на Боготольском и Ирбейском районах.
Для любого бизнесмена идеально, если есть свободный рынок и возможности развиваться в нём. Если же говорить о конкурентных преимуществах, то это, современные технологии и качественный продукт. При производстве продукции мы делаем ставку, прежде всего, на экологичность, безопасность и высокое качество.
Качественное и экологичное всегда дороже. Насколько выгодно делать такой продукт, когда вокруг процветают методы дешевого и быстрого выращивания?
Для нас это больше вопрос не выгоды, а позиции. Использование запрещенных химикатов позволило бы, наверное, заработать больше, но, как я уже говорил, нам интересны долгосрочные позиции на рынке, а их с некачественным продуктом добиться сложно. Мы работаем с оглядкой на европейский рынок. Например, в Швейцарии почти треть продукции — органического производства. Там есть ассоциация производителей, которая контролирует соответствие местной продукции высоким стандартам качества. Они ориентируются на строгие стандарты, проходят регулярные проверки, в итоге эта продукция имеет штамп качества, хорошо знакомый покупателю. Стоит она и в самом деле дороже, однако спрос на нее есть, потому что покупатель всё больше заинтересован именно в качестве.
В Красноярском крае есть аналогичная ассоциация и знак качества «Кедровая шишка»
Действительно, мы входим в Ассоциацию сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли Красноярского края «Енисейский стандарт». Она создавалась, в первую очередь, для поддержки местных производителей и продвижения их продукции в торговые сети. Мы прошли проверку качества, вступили в ассоциацию и теперь под маркой «Село родное» выпускаем три вида продукции для продажи в супермаркетах: картофель, морковь, свеклу.
А продвигать собственный бренд в розничные сети молодому предприятию реально?
Работа с розничными сетями — это большая проблема и в Красноярском крае, и вообще в России. В Европе значительная часть продукции в супермаркетах — местная, а у нас продвижению местного товаропроизводителя уделяется куда меньше внимания. Мы выстраиваем свою стратегию, исходя из реалий, и в целом научились работать с розницей, хотя считаем, что ситуацию надо менять. Государство должно регулировать торговые сети. Пока мы представлены не настолько, насколько бы хотели, поэтому часть продукции продаем в другие регионы.
Выходит, что возить за пределы края — это даже проще?
Сейчас мы поставляем наши овощи в Новосибирскую и Кемеровскую области. Раньше отправляли в центральные регионы страны, в Москву, Санкт-Петербург, но ровно до тех пор, пока не ввели систему «Платон».
Как многие и ожидали, система «Платон» привела к тому, что наша бескрайняя страна поделилась на маленькие кусочки, экономическое сообщение между которыми существенно сократилось, поскольку стало нерентабельным. Вроде бы, и возможность есть, и спрос есть, но не возим, потому что элементарно невыгодно.
Вместе с тем, вы упоминали про интерес со стороны Китая. Это перспективное направление?
пр. Свободный, 75
Сайт: www.agpb24.ru
Китай очень заинтересован в нашем рапсе. По сути, это основной потребитель этой продукции, и мы уже начали выстраивать с ними взаимодействие. Существенную помощь в этом нам оказало Агентство развития бизнеса, при поддержке которого в прошлом году мы смогли презентовать себя на международной выставке в Китае в городе Харбин. Мы участвовали в подобном мероприятии впервые, но мы поняли специфику этой страны и довольно быстро нашли там партнеров. На сегодня у нас пять подписанных договоров, по двум из которых мы уже осуществляем поставки рапса. В этом году при поддержке Агентства мы планируем снова принять участие в специализированной выставке в Пекине.
Всё-таки бизнес в сельском хозяйстве — это больше плюсов или минусов, возможностей или рисков?
Хватает и того, и другого. Например, агропредприятиям оказывается весьма существенная поддержка от государства. Но в то же время хочется, чтобы она была более стабильной и длительной. У нас каждый год всё кардинальным образом меняется: вчера выделялись средства на одно, сегодня — на другое. Поэтому субсидии хоть и есть, но работа с ними требует целого штата специалистов, и далеко не каждому хозяйству под силу потянуть такие издержки.
Прежде чем начать бизнес в сельском хозяйстве, нужно усвоить, что это отрасль, где результат зависит от соблюдения агрономических сроков и технологий, от особенностей климатических условий и многих других факторов. Поэтому для работы в таком деле нужны люди с повышенной ответственностью, а на селе таких людей почти не осталось. Нужно продумать заранее, как привлечь работников, создать для них достойные условия.
Телефон: (391) 205-11-22
Сайт: 24fermer.ru
E-mail: malinovka@sibagrovit.ru
Маленькому фермеру всё это тяжело, поэтому целесообразно подумать о кооперации. Во всем мире в сельском хозяйстве кооперация — основополагающий процесс. У нас все сложнее — нет доверия, по сути, кооперация не работает. Хотя существуют сегменты, где наше предприятие готово совместно работать с фермерами и мелкими сельхозпроизводителями. Взять, например, выращивание редиски. На сегодняшний день в крае нет ни одного производителя, который бы профессионально этим занимался. Лично для нас это слишком маленький сегмент, но «Дары Малиновки» готовы давать заказы на производство фермерам и организовывать поставки в торговые сети.
Одним словом, есть над чем работать. Эффективное взаимодействие местных властей и сельхозпроизводителей в совокупности с безусловным соблюдением высоких стандартов технологий производства и качества продукции может вывести сельское хозяйство в Красноярском крае на совершенно иной уровень, а покупатели будут получать чистый, натуральный и дешевый продукт.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru